|
Литературный салон, посвящённый100-летию юбилею С. М. Муканова
|
/наш педагогич. опыт/
|
Автор: учитель высшей категории Петрашина Л.А.
Урок-взгляд.
Тема:
''Я сын земли, и я – её хозяин''.
Цель:
Оборудование:
''Мы, земляки Сабита Муканова гордимся тем, что он родился на нашей земле, щедрой не только на хлеб, но и на песни и легенды, созданными замечательными степными импровизаторами, Из этих искрящихся родников черпал своё вдохновение Сабит''. Ашим Мендыбаев.
|
|||||||||||||||
Звучит домбра, кюй исполняет ученица
Каирбекова М. в
национальном костюме. На
фоне музыке вступительные поэтические
строчки читает ученик: Я
- сын земли, и я -
её хозяин – поэт и каменщик – иду, в
строю. Добро
пожаловать! Шуми
в сердцах, в берёзах, Труби
на речках, травы шевели Расти
в цехах, на шахтах и в колхозах…, Добро
пожаловать! Ты
лучший гость земли! Вступительное
слово учителя: Кто из земляков – Северо-казахстанцев не гордится тем, что наш Приишимский край стал родиной классиков казахстанской советской литературы Ивана Шухова, Габита Мусрепова, выдающеюся казахского писателя Сабита Муканова. В ярком созвездии основоположников казахской советской прозы имя С. Муканова занимает особое место как писатель он рождён Великий Октябрём и до конца своей жизни оставался его эпохи, которая сегодня уходит в историю. Вслед за Сакеном Сейтфулиным, Ильясом Жансугуровым и Беимбетом Майлиным он внёс большой вклад в формирование, развитие и обогащение национальной литературы. С.
Муканов - писатель с широким творческим
диапазоном, он известен и как поэт,
опубликовавший сотни стихотворений и
как прозаик- автор более десятка романов
и повестей, ряда рассказов и
многочисленных очерков, и как критик и
литературоведческих книг и более
двухсот литературно- критических статей.
Его труды в области истории, этнографии
и археологии занимает важное место в
ряду замечательных открытий
отечественной науки.
М. Ауэзов писал, что С. Муканов всегда
шёл в ногу со временем. Сегодня это уже
анахронизм, но мастер слова,
пропагандировал идеи коммунистической
партии, создал поэтическую летопись
превращения некогда отсталого
Казахстана в передовую индустриально-
аграрную республику. Герои произведений
Сабита воплощают лучшие качества
казахского народа, патриотизм,
свободолюбие, веру в светлое будущее и
его нерушимое содружество с великим
русским народом. Лучшие творения
Муканова уже вошли в школьные
хрестоматии. Писателя нет в живых, но
идейным содержанием своих книг он
содействует становлению формирования
многих казахских поэтов, писателей,
подрастающего поколения.
Наша область, наш край- родина
большого писателя. Он горячо любил свой
родной край, любил горячей, искренней,
сыновней любовью, как родную мать, он был
сыном своей земли. Живая память о
писателе хранится в урочище Жаманшубар
близ озера Дос в Жамбылском районе. 1.
Сообщение
ученицы ''Живая память писателя''. Учитель:
Каковы же истоки этого незаурядного
писателя? Почему спустя более четверти
века после смерти мы говорим о нём, о его
творчестве? Почему
2000 год по решению ЮНЕСКО объявлен годом
С. Муканова. Думаю, что на все эти вопросы
вы найдёте ответы, если будете
внимательно слушать одноклассников и
заставите работать собственную мысль. 2.
Ведущая
ученица: С.
Муканов родился 22 апреля 1900 года
в ауле № 2 Петропавловского уезда (ныне
совхоз имени Сабита Муканова,
Жамбылского района С.К.О) в семье батрака-скотовода.
С 7 лет он лишился отца, через год умерла
мать. Сабит остался круглым сиротой.
Батрачил у баев и деревенских кулаков.
Батраком научился читать, заучивая
наизусть поэтические произведения, с
увлечением рассказывал их своим
одноаульцам, а с пятнадцатилетнего
возраста сам начал сочинять стихи. В
этот период он получил известность в
своем аульном кругу, как импровизатор.
Любовь к поэзии была сильная, творить
песни на ходу было его страстью. Но он
еще не знал о чем петь
его призвание когда
сочинял любовно-палеолические стихи.
Позднее в
трехтомном автобиографическом романе
«Школа жизни» С. Муканов
рассказывает о своем трудном
жизненном пути, рассказывает о
времени и о себе. Учитель:
Сейчас ребята вам
предлагается инсценированныи
отрывок из
романа «Школа жизни» «Первая встреча с
Кызыл–Жаром» в котором рассказывается
о пути писателя из родного аула
на учебу Кызыл-Жар, как называли
казахи в те
далекие времена Петропавловск.
Инсценирование: Действующие
лица: Боржабай, Бакен, автор. -Учитель:
Сейчас вы имели возможность,
благодаря С. Муканову, прикоснуться к
бесценному историко-краеведческому
материалу о нашем областном центре. Ведь
истории своей малой Родины нужно знать
каждому.«Школа жизни» интересна не
только для нас, но и для зарубежных
писателей. Мы, молодое поколение,
благодаря этому произведению получаем
достоверное представление об истории
советского Казахстана,
о том, как начиналась казахская
литература, казахский театр, казахская
наука. -Историко-биографическая
справка. -Ведущий
ученик: 1917
год. Этот год многое переменил в судьбе
юного акына-батрака, открылась дверь в
большую жизнь. 1919
год. Омск. Окончил педагогические курсы,
затем работал учителем, принимал
участие в работе местного совдепа. В
этом же 1919 году С. Муканов впервые
выступил как поэт. В стихотворениях «Сын
бедняка», «Свобода» он говорил о тяжёлой
доле бедняка, причём говорил очень
просто, искренне. В стихах молодого
поэта звучит абаевская заповедь «К
знанию большому стремись, в книгах всей
науки ширь». Юноша Сабит сознаёт, какие
перспективы открывает новая власть
перед батраками: Иди
вперёд, забыв свои печали, - Перед
тобой теперь открыты дали, В
пути настойчивым и смелым будь- Увидишь
свет на новом перевале. -Ученик:
Строительство новой жизни в
Казахстане С. Муканов поддерживал не
только своим творчеством. Он принял в
этом строительстве непосредственное
участие: был чекистом, громил остатки
белогвардейских банд, байских
приспешников. Писатель выступал против
буржуазных националистов, боролся за дружбу народов. Убеждённый
коммунист, он был непримирим к врагам
пролетарской революции. -Учитель:
Сегодня
подобные факты вызывают у молодого
поколения снисходительную улыбку, к
великому сожалению. Подобная вера,
убеждённость в правоте своих
идей, непримиримость к врагам,
которые к сожалению, всегда были, должны
вызывать уважение и даже восхищение. -Ученик:
Биографическая
справка.
Большую роль в творческой жизни
Сабита сыграла дружба с Сакеном
Сейфулиным. В последствии Муканов с
признательностью вспоминал: «Произведения
Сакена были для меня примером
революционной поэзии и драматургии». В
19923-26 годах Муканов учился на
Оренбургском рабфаке, несколько позднее
в институте Московском красной
профессуры / 1934-35г./. В 1936-37годах С.
Муканов был председателем правления
Союза Советских писателей Казахстана,
крупным общественным учёным-
литературоведом,
академиком Академии наук Казахстана. -Учитель:
Да это так. Скупые строки биографии,
а за ними, а за ними титанический
творческий труд. Но есть вещи, которыми
Сабит особенно дорожил, даже такой
деталью, как подпись
под письмом, письмом Ленину. -Ученик:
Картины современной жизни, успехи в
созидательном труде, обновление Родины,
на необъятных просторах которой
возникает мощная индустрия, кипит новая
жизнь, формируется новые люди- поэт
связывает с деятельностью
коммунистической партии и её вождя
Ленина. Идеи и дела вождя - неиссякаемые
истоки вдохновения миллионов. Ленин –
не умирающий пример служения людям,
вечный светильник, знамя. В
стихотворении «Красный уголок» поэт
пишет: Ленина имя – в миллионах сердецБьётся
сильнее, кровь убыстряя… С
именем этим кидаются в бой, Горы
взрывают и жертвуют жизнью, - Знамя
высоко взметнув над собой, За
великое здание социализма. -Учитель:
У С. Муканова есть удивительный по
теплоте, силе и искренности
чувств очерк «Всегда со мной». В нём
говорит о влиянии уникальной личности
Ленина на формирование и развитие его
коммунистических взглядов. -Подготовленное
чтение в лицах очерка «Всегда со мной». -Учитель:
Вот так просто и искренне писатель
поведал нам о своей первой встрече с
Лениным. Но эта тема, несмотря на её
важность для С.Муканова, далеко не
исчерпывает творчество С. Муканова. В
историю казахской культуры вошёл ещё и
как педагог, в его наследии есть и
педагогическая статья и рубаи, которые
сейчас прозвучат. Читают
учащиеся. «Родная
земля». Рубаи. Да,
свет родной земли притягивает нас: На
час погаснет он – застынет жизнь на час. Детей
родной земли лишь то должно тревожить, Чтоб
свет её для них навеки не погас. «Родной
язык», «Детство», «Юность», «Зрелость», «Старость». -Учитель:
Вы уже знакомы ребята с мудрыми
абаевскими «Восьмистишьями», С.
Муканов оставил нам, на мой взгляд, не
менее мудрые рубаи. И не только, ведь
этот писатель является классиком
казахской литературы, а классика
актуальна всегда, при всех режимах. Вероятно,
именно поэтому, как я уже говорила 2000 год
столетия С. Муканова объявлен ЮНЕСКО его
годом. А наша казахстанская пресса
публикует бесценные материалы,
фотографии о личности этого
незаурядного человека. Я предлагаю вам,
ребята, обратить внимание к выставке
материалов прессы и прослушать краткий
комментарий к публикациям. -Ученик:
Обзор
периодических публикаций о С. Муканове. 1.
«Северный Казахстан» от 28 января 2000
года «Ваш Сабит» 2.
/о переписке с актёрами театра имени
Погодина, исполнившими роль Гокана В./ 3.
«Северный Казахстан» от 4 марта «В
начале жизни – Школа». 4.
/о встречах с писателями/. 5.
«Казахстанская правда» от 29 января
2000 года «Год Сабита» -Учитель:
Обобщающие слово. Сегодня в нашем
салоне я думаю нам удалось пока ещё лишь
прикоснуться к личности, к огромному
творческому наследию большого
казахского писателя, постижению
которого будет продолжаться всю жизнь.
Ведь «Мы, - как сказал наш
североказахстанский акын Ашим
Мендыбаев, - земляки Сабита Муканова,
гордимся тем,
что он родился на нашей земле…» А
теперь, я приглашаю Вас исполнить
одну из самых добрых традиций
казахского народа. Я приглашаю вас к чаю. /Под звуки национальной музыки учащиеся пьют чай, обмениваются мнениями, предлагают друг другу короткие вопросы – викторины о жизни и творчестве писателя/.
|