|
|
Урок-дебаты в 11 классе "Умеем ли мы быть вместе" |
/наш педагогич. опыт/
|
Человек и общество
Автор: учитель высшей категории Алибаева Г.А.
Цель
урока:
Тип урока:
Оборудование:
|
|
"Величие
нации должно
уместиться в
каждом ее представителе" Станислав
Ежи Лец Ход
урока: Слово
учителя: Наша республика –
многонациональная страна, в которой
проживают более100 национальностей. Вот
уже более десяти лет мы живем в нашей
молодой независимой республике. Сегодня
у нас необычный урок, это урок – дебаты.
Само слово «дебаты» французское и
означает – обсуждение, обмен мнениями. Тема
наших дебатов, как ее охарактеризовал
один из литераторов – «тема, от которой
нельзя отмахнуться» - национальные
отношения. Национальный
вопрос – это один из сложных вопросов,
это та тонкая нить, которую легко
порвать, если не быть осмотрительным. На
государственном уровне у нас проводится
грамотная национальная политика, тому
доказательство – стабильность в нашем
многонациональном государстве. В этом
заслуга нашего Президента – Назарбаева
Н.А., который постоянно заботится о
многонациональном согласии,
подтверждая статью 14 Конституции
Республики Казахстан, гарантом
соблюдения которой является сам. А
что же происходит на местах, на бытовом
уровне? Давайте попробуем разобраться.
Начнем мы обсуждение со знакомства. 1.
Знакомство Каждый
называет свое имя и национальность. Задание:
на листочках запишите любое позитивное (положительное)
прилагательное, которое по вашему
мнению присуще вашей национальности.
Анализ: это задание определяет
сложившиеся стереотипы в обществе по
восприятию разных национальностей. 2.
Обсуждение Вопросы
к участникам дебатов, которые задаются в
процессе обсуждения и лежат у них на
столах: а)
Когда вы впервые осознали себя
представителем своей национальности? б)
Когда вы испытывали гордость за
принадлежность к своей национальности? в)
Когда вам было стыдно за представителей
своей национальности? г)
Знаете ли вы анекдоты о представителях
разных национальностей? Отражают ли они
реальную ситуацию? д)
Возникало ли у вас желание изменить свою
национальность? е)
Как вы относитесь к тому, чтобы из
паспорта убрали графу «национальность»? Идет
обсуждение данных вопросов. Учитель
направляет ход дебатов, напоминая
участникам о правилах ведения дебатов. (Правила
вывешены на листе ватмана на доске).
Сейчас
мы с вами проведем игру - «Какая моя
национальность»? Вызываются
5 учеников. Каждому из них на спину
прикрепляется лист с названием
национальности: -
Русский -
Казах -
Немец -
Чукча -
Англичанин Игроки
не знают «свои национальности и «национальности»
своих партнеров по игре. Остальные
участники дебатов знают «национальности»
игроков. Каждый
игрок может задать 5 вопросов поочередно
о характерных чертах «своей
национальности» и определить ее. (Учитель
еще раз напоминает о стереотипах в
восприятии разных национальностей и
подчеркивает живучесть этих
стереотипов).
А
сейчас мы проведем игру- исследование «Я
горжусь» и «Мне стыдно». Упражнение
проводится анонимно. Письменно написать
не менее 5 качеств: -
вызывающие гордость за принадлежность к
своей национальности; -
вызывающие чувство стыда за
принадлежность к
своей национальности. Обязательное
условие – выполнять упражнение только
от лица своей национальности. Желающие
могут ознакомить всех со своей работой и
аргументировать свое мнение. 5.
Обсуждение высказываний о национальном
вопросе. Работа с сигнальными
карточками и фиксация отзывов: согласен
– не согласен. По итогам – обсуждение.
Убогий человечек, не имеющий ничего,
чем бы он мог гордиться, хватается за
единственно возможное и гордится нацией,
к которой он принадлежит. Шопенгауэр
Человек, ненавидящий другой народ,
не любит и свой собственный. Н.А.
Добролюбов
Не может быть свободен народ,
угнетающий другие народы. Сила, нужная
ему для подавления другого народа, в
конце концов всегда обращается против
него самого. Фридрих
Энгельс
СССР - не тюрьма народов. Это
коммунальная квартира народов. Михаил
Гаспаров
Только свобоная нация обладает
национальным характером. Жермена
де Сталь
Наша истинная национальность –
человек. Герберт
Уэллс
6. Итог урока. Учитель: Я благодарен
всем, кто не остался равнодушными
высказал свою точку зрения.
Национальное согласие напрямую зависит
от демократизации общества. Чем больше
прав, свобод будет у каждой, даже самой
маленькой национальности, тем
уважительнее, с еще большей
благодарностью будут относиться они к
своей Родине. «Сила
и мощь народа – в сплочении» - говорится
в нашем Гимне. И если эти слова станут
девизом для каждого из нас на всю жизнь,
тогда мы сможем построить поистине
независимую, стабильную Отчизну –
Республику Казахстан. Педагогический
анализ дебатов. При анализе обращается
внимание на то, какие новые проблемы
поднимались во время дебатов, какова их
актуальность, обоснованность,
содержательность. Анализировать
содержание выступлений, ход дебатов, его
результативность. Обращать внимание на
коммуникативную культуру участников
дебатов. Правила
дебатов: Правило
уважения человека – основное правило
дебатов. Отношение к людям и их мнению
неизменно внимательное, вежливое,
уважительное. Мы стараемся ничем не
обидеть человека, а тем более –
оскорбить. Принимаем человека таким, как
он есть, без всяких условий. Для нас
равно значит, думает человек, как все,
или иначе. Правило
внимательного слушания. Мы помним, что
слушать и слышать – не одно и тоже. Нужно
стараться понять того, кто говорит, даже
если не согласен с его мнением. Закон для
всех един: все слушают, когда говорит
один. Реплики с места принимаются, но
выступающие не перебиваются. Правило
свободного микрофона. Высказываться
может каждый, но после того, как закончит
выступление предыдущий или по истечении
времени. Ведущий имеет исключительное
право передачи «микрофона». Правило
2-х минут. За это время можно успеть
сказать главное. Правило
логичности и аргументированности.
Лучшее выступление то, которое хорошо
продумано, последовательно изложено и
убедительно аргументировано. Лучшие
аргументы – факты и логика. Правило честного поведения. В ходе дебатов уважается честность, а не упрямство. Не искажать фактов, слов и мыслей других людей.
|