|
Использование информационных технологий на уроках географии |
/наш педагогич. опыт/
|
Доклад на районном метод объединении учителей географии и на районном метод объединении учителей информатики учителя географии и ИВТ первой категории Петрашина Д.В.
В условиях обязательного среднего образования, наличия множества источников информации учитель потерял свой приоритет единственного источника знаний. Доказано, что 80 % информации, подлежащей усвоению в школе, учащиеся узнают из других источников.
Этот
фактор обуславливает
необходимость овладения
учителем способов обучения
учеников разным видам, и в
первую очередь учебно-познавательной
деятельности, то есть из
ретранслятора знаний учитель
превращается в организатора
учебной деятельности учащихся. Как
мы видим, сама жизнь в условиях
неограниченного доступа к
информации заставляет нас
активно использовать ИТ в
учебно-воспитательном
процессе.
Уроки прошлого и сегодняшний день позволяют наметить один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые ИТ в школу, заключающийся в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов, и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем. |
|
Я полагаю
что, все это - основа всех учебных
программ нового поколения, которые пора
предложить сегодняшним школьникам –
будущим жителям информационного
общества. В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов-практиков. Необходимо отметить, что ИТ всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин ''информационные технологии'' приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода катализатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.
Информатизация
процесса обучения может состояться лишь
при условии создания легкодоступных
электронных источников образовательной
информации. Аналогично тому, как
изобретение книгопечатания сделало
книгу одинаково доступной для всех и
принципиально изменило систему
образования, так для успешной
информатизации процесса обучения
необходимо сделать новые электронные
источники информации одинаково
доступными для всех. Появление на рынке
компьютерных услуг лазерных дисков (CD-ROM)
вызвало традиционную реакцию,
называемую эффектом новизны, что
проявилось в желании многих
пользователей поработать с дисками,
освоить их интерактивный режим, то есть
овладеть дополнительными
инструментальными пользовательскими
умениями. Уроки, на которых я применяю ИТ вполне обычные уроки, за исключением того, что на одном из этапов урока используются ПК. Например, одной из форм проверки знаний выступают задания различного уровня сложности из электронного учебника. Учащимся намного интереснее выполнять задания за компьютером, и это стимулирует их интерес к обучению. Школьник, выполнив задание, уже сам стремится выполнить следующее, уже более сложное. Это объясняется тем, что на начальной стадии школьнику просто интересно поработать за компьютером. Затем проявляется интерес к самим заданиям, т.к. все задания разнообразны как по содержанию, так и по оформлению. Если учащийся не в силах справится с заданием, он может воспользоваться подсказкой компьютера, что тоже неплохо, т.к. школьник уже сам ищет и находит знания. Электронный учебник обеспечен видеоматериалами и частично озвучен, что тоже стимулирует интерес к предмету. При всем этом электронный учебник обладает и другими положительными качествами. Например, во многих заданиях нужно вводить текстовую информацию, которая будучи набрана неграмотно не воспринимается как правильный ответ. Или ответ нужно записать на фонограф, а затем прослушать вместе с классом. Отсюда следует вывод, что учащиеся должны следить за грамотностью письма и речи. А это уже межпредметные связи, не только с русским языком и литературой (развитие речи), но и с другими предметами, так как на разных уроках используются различные специфические термины (для каждого предмета свои), географические названия (это родной язык, в частности казахский и т.д.). Во многих учебниках задания дифференцированы, т.е. имеют разный уровень сложности, что очень созвучно с проблемой нашей школы. Например, наличие 8 уровней сложности дает учащимся право выбора и получения соответствующей оценки, таким образом, будет соблюден один из основных принципов технологии личностно-ориентированного обучения. Интересное графическое оформление электронных учебников позволяет работать с картами, схемами, рисунками, диаграммами и т.д. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Использование
электронных учебных пособий позволяет
повысить качество обучения, сделать его
динамичным, интересным, решать
несколько задач – наглядность,
доступность, индивидуальность, контроль.
В своей работе я использую слайд-презентации (приложение №1-2), которые являются результатом деятельности учеников.
Создание
презентаций с помощью компьютерной
программы Microsoft PowerPoint не требует
специальной подготовки и больших затрат.
При этом учащиеся работают. Презентации
созданные с помощью данной программы,
при необходимости могут быть легко
дополнены или переделаны.
Создавая такие программы, я ставлю
перед собой следующие цели: источников информации. Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально. - Дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал. - Активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время. Проблему качества обучения эффективно помогают решить информационные технологии. Давайте посмотрим, что мне, как учителю, дают информационные технологии. Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по моей предметной области. Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе. Коммуникативность (дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях). Однако, применяя информационные технологии на уроке, учителю следует помнить, что: - на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал; - на уроке закрепления целесообразно использовать программы – контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме; - на контрольном уроке - использовать для тщательной проверки большого объема пройденного материала. Также учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала. Компьютер – это величайшее достижение современной технологии - должен стать незаменимым помощником учителя. Школа должна готовить конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве. |