|
Интегрированный урок физики и биологии "Взаимодействия биологии и физики в создании технических приборов" |
/наш педагогич. опыт/
|
"Полна,
полна чудес волшебница природа" ФИЗИК:
"Арион, сладкозвучный певец,
плыл на корабле. Из дальних
странствий возвращался он
домой. Во многих местах он
побывал и всюду пел свои песни,
аккомпанируя себе на лютне. Своим чудным пением
снискал он себе
славу и богатство. Своим
чудным пением снискал он себе
славу и богатство. Увидели
моряки золото у него и
решили завладеть им, Ариона же
убить. Узнав об этом, певец
попросил, чтобы ему позволили
спеть. И это была такая
очаровательная песнь, что даже
морские животные собрались
вокруг судна и слушали ее.
Окончив пение, несчастный
певец бросился за борт. Решил,
что лучше утонуть,
чем принять смерть от своих
палачей. Придя в себя, Арион
увидел, что он на спине у
какого-то животного. Это был
дельфин, который спас певца
и благополучно доставил
его к берегу" Так
гласит легенда о дельфине, а
что вы знаете об этом животном? БИОЛОГ:
Какие особенности строения
дельфинов развились в связи с
водным образом жизни? /Рассказывает
о дельфинах, используя таблицы
/ БИОЛОГ:
Каким образом дельфины
ориентируются и воде и
общаются друг с другом? |
|
ФИЗИК:
Прежде, чем объяснить ориентацию
дельфинов, я расскажу немного о звуках./Демонстрация
с линейкой /. Наше ухо способно
воспринимать звуковые волны частотой от
17 до 20000 Гц. Волны с частотой, Превышающей
20000 Гц называются Ультразвуком. В
жидкостях ультразвук – гидроакустика.
Прибор – Эхолот или гидролокатор.
Посылая импульсы УЗВ, можно уловить их
отражение от дна или других твердых
предметов. По времени запаздывания
можно судить о расстоянии до
препятствия./Через эпидиаскоп корабль/ Так
измеряют глубину моря, обнаруживают
косяки рыб, встречный айсберг или
подводную лодку. Чрезвычайно
совершенные локаторы имеют дельфины и
летучие мыши. Голоса дельфинов
характеризуются широким диапазоном. Все
звуки делятся на 3 класса: 1.
Свисты ---
Частота от 4000 до
20000 Гц 2.Щелкание
--- Частота от
4000 до 170000 Гц 3.
Комплексные волны --- кряканье,
мяуканье, жужжание, мычание, вой, стоны. Как
показали эксперименты, дельфины не
только точно локализуют источник звука,
но с помощью своих сигналов и
возвращающегося от них эха, получают
точную информацию об окружающих
предметах, их отдаленности, находят пищу
в мутных средах на
значительных глубинах.
Гидролокационный аппарат дельфинов
превосходит существующие гидролокаторы
и по точности и по дальности действия.
Дельфин может обнаружить рыб, служащих
ему пищей, а также различить их вид на
расстоянии до 3 км. БИОЛОГ:
Есть еще удивительные животные, у
которых чувствительность к эхолокации в
22 млрд. раз выше, чем у технических
приборов. /Читает сказку о летучих мышах
/ ЭКОЛОГ:
Рассказывает о биологии летучих мышей ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР:
Рассказывает об эхологии. /
Просмотр кинофильма / ФИЗИК:
Еще перед второй мировой войной
инженеры разработали и создали аппарат
радиолокационный. Создатели
радиолокатора не думали, что многие
технические задачи с которыми им
пришлось столкнуться решены природой
миллионы лет тому назад, что между
радиолокатором и крохотным летучим
зверьком есть много общего.
ЕДИНАЯ
КАРТА МИРА /прилагается
/. Начало
нашему миру положил Большой взрыв,
прогремевший 15 – 20 млрд. лет назад. Тогда
еще не существовало ни ядер, ни атомов –
была только плазма Т
= триллионы градусов. Постепенно плазма
остывала Около
6 млрд. лет начали появляться химические
элементы и звезды. Одной из звезд было –
Солнце. Возраст Земли
= 5 млрд. лет. После образования Земли,
примерно 1 млрд. лет ушло на остывание ее
поверхности, Появления
атмосферы и океана. Жизнь в известной ее
форме зародилась примерно 3,5 – 4 млрд.
лет назад под Воздействием
космических лучей, удара молний или
извержения вулканов. С появлением
человека начался Совсем
новый этап развития природы. Человек
стал познавать окружающий мир,
взаимодействовать с ним. Возникли
науки,техника,обострились
экологические проблемы. РАЗВИТИЕ
ПО СПИРАЛИ. Что ожидает нас в будущем?
Прозреет ли глаз человеческого разума?
Солнце как источник всего живого на
Земле и всевидящее « око»
мудро взирает на бесконечное
движение природы во времени и в
пространстве. БИОЛОГ:
В природе существуют так называемые
животные – синоптики – предсказатели
погоды. Об этом расскажут сотрудники
Гидрометцентра. /рассказы о лягушках,
пчелах, баранах /. ФИЗИК:
Человек обратил внимание на этих
животных и создал приборы./Учащиеся
рассказывают об устройстве и принципе
работы – психрометра, гигрометра,
манометра, барометра /.
ЗАСЕДАНИЕ
КОСМИЧЕСКОГО СУДА: БИОЛОГ:
Внимание! Внимание! Вы находитесь на
заседании космического суда, который
проводят волонтеры
мира из США. Эта организация создана при
президенте , одной из задач которой
является решение Вопросов
охраны природы. Есть они и у нас в
Казахстане. Заседание космического суда
проводят учащиеся в Роли:
адвоката, судьи, присяжных
заседателей. БИОЛОГ:
« Вы обладатели одной планеты,
пассажиры одного корабля « - с этими
словами обратился однажды к землякам
французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Полвека минуло с тех пор, но лишь теперь
мы убеждаемся в справедливости этих
слов. У корабля «
ЗЕМЛЯ « нет аварийного
выхода. Каждый из нас должен сознавать
это, сознавать и действовать. ФИЗИК: /Проводит экологическое лото/ |