Интегрированный урок физики и биологии 

"Взаимодействия биологии и физики в создании технических приборов"

 

 

Главная

 

Визитка

 

Педагогический коллектив

 

Образовательная программа

 

МО школы

 

Мы публикуемся

 

Поделюсь с коллегой 

/наш педагогич. опыт/

 

Проект "Тропою любви"

 

Самоуправление в школе

 

Газета "Панорама"

 

Инновации школы

 

Гостевая

 

 

"Полна, полна чудес

волшебница природа"

ФИЗИК: "Арион, сладкозвучный певец, плыл на корабле. Из дальних странствий возвращался он домой. Во многих местах он побывал и всюду пел свои песни, аккомпанируя себе  на лютне. Своим чудным пением снискал он себе  славу и богатство. Своим чудным пением снискал он себе славу и богатство. Увидели  моряки золото у него и решили завладеть им,  Ариона  же убить. Узнав об этом, певец попросил, чтобы ему позволили спеть. И это была такая очаровательная песнь, что даже морские животные собрались вокруг судна и слушали ее.   Окончив пение, несчастный певец бросился за борт. Решил, что лучше  утонуть, чем принять смерть от своих палачей. Придя в себя, Арион увидел, что он на спине у какого-то животного. Это был дельфин, который спас певца  и благополучно доставил его к берегу"

Так гласит легенда о дельфине, а что вы знаете об этом животном?

БИОЛОГ: Какие особенности строения дельфинов развились в связи с водным образом жизни?

/Рассказывает о дельфинах, используя таблицы /

БИОЛОГ: Каким образом дельфины ориентируются и воде и общаются друг с другом?

ФИЗИК: Прежде, чем объяснить ориентацию дельфинов, я расскажу немного о звуках./Демонстрация с линейкой /. Наше ухо способно воспринимать звуковые волны частотой от 17 до 20000 Гц. Волны с частотой,

Превышающей 20000 Гц называются Ультразвуком. В жидкостях ультразвук – гидроакустика. Прибор – Эхолот или гидролокатор. Посылая импульсы УЗВ, можно уловить их отражение от дна или других твердых предметов. По времени запаздывания можно судить о расстоянии до препятствия./Через эпидиаскоп корабль/

Так измеряют глубину моря, обнаруживают косяки рыб, встречный айсберг или подводную лодку. Чрезвычайно совершенные локаторы имеют дельфины и летучие мыши. Голоса дельфинов характеризуются широким диапазоном. Все звуки делятся на 3 класса:

1. Свисты   ---   Частота от 4000  до 20000 Гц

2.Щелкание ---   Частота от 4000 до 170000 Гц

3. Комплексные волны  ---  кряканье, мяуканье, жужжание, мычание, вой, стоны.

Как показали эксперименты, дельфины не только точно локализуют источник звука, но с помощью своих сигналов и возвращающегося от них эха, получают точную информацию об окружающих предметах, их отдаленности, находят пищу в мутных средах  на значительных глубинах. Гидролокационный аппарат дельфинов превосходит существующие гидролокаторы и по точности и по дальности действия. Дельфин может обнаружить рыб, служащих ему пищей, а также различить их вид на расстоянии до 3 км.

БИОЛОГ: Есть еще удивительные животные, у которых чувствительность к эхолокации в 22 млрд. раз выше, чем у технических приборов. /Читает сказку о летучих мышах /

ЭКОЛОГ: Рассказывает о биологии летучих мышей

ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР: Рассказывает об эхологии.

/ Просмотр кинофильма /

ФИЗИК: Еще перед второй мировой войной инженеры разработали и создали аппарат радиолокационный.

Создатели радиолокатора не    думали, что многие технические задачи с которыми им пришлось столкнуться решены природой миллионы лет тому назад, что между радиолокатором и крохотным летучим зверьком есть много общего.

                            ЕДИНАЯ  КАРТА  МИРА /прилагается /.

Начало нашему миру положил Большой взрыв, прогремевший 15 – 20 млрд. лет назад. Тогда еще не существовало ни ядер, ни атомов – была только плазма  Т = триллионы градусов. Постепенно плазма остывала

Около 6 млрд. лет начали появляться химические элементы и звезды. Одной из звезд было – Солнце. Возраст

Земли = 5 млрд. лет. После образования Земли, примерно 1 млрд. лет ушло на остывание ее поверхности,

Появления атмосферы и океана. Жизнь в известной ее форме зародилась примерно 3,5 – 4 млрд. лет назад под

Воздействием космических лучей, удара молний или извержения вулканов. С появлением человека начался

Совсем новый этап развития природы. Человек стал познавать окружающий мир, взаимодействовать с ним.

Возникли науки,техника,обострились  экологические проблемы.

РАЗВИТИЕ ПО СПИРАЛИ. Что ожидает нас в будущем? Прозреет ли глаз человеческого разума? Солнце как источник всего живого на Земле и всевидящее « око»  мудро взирает на бесконечное движение природы во времени и в пространстве.

БИОЛОГ: В природе существуют так называемые животные – синоптики – предсказатели погоды. Об этом расскажут сотрудники Гидрометцентра. /рассказы о лягушках, пчелах, баранах /.

ФИЗИК: Человек обратил внимание на этих животных и создал приборы./Учащиеся рассказывают об устройстве и принципе работы – психрометра, гигрометра, манометра, барометра /.

                 ЗАСЕДАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО СУДА:

БИОЛОГ: Внимание! Внимание! Вы находитесь на заседании космического суда, который проводят  волонтеры мира из США. Эта организация создана при президенте , одной из задач которой является решение

Вопросов охраны природы. Есть они и у нас в Казахстане. Заседание космического суда проводят учащиеся в

Роли:  адвоката, судьи, присяжных заседателей.

БИОЛОГ:   « Вы обладатели одной планеты, пассажиры одного корабля « - с этими словами обратился однажды к землякам французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Полвека минуло с тех пор, но лишь теперь мы убеждаемся в справедливости этих слов. У корабля  «  ЗЕМЛЯ « нет  аварийного выхода. Каждый из нас должен сознавать это, сознавать и действовать.

ФИЗИК: /Проводит экологическое лото/

Hosted by uCoz