Урок истории Казахстана "Кимакский каганат"

 

 

Главная

 

Визитка

 

Педагогический коллектив

 

Образовательная программа

 

МО школы

 

Мы публикуемся

 

Поделюсь с коллегой 

/наш педагогич. опыт/

 

Проект "Тропою любви"

 

Самоуправление в школе

 

Газета "Панорама"

 

Инновации школы

 

Гостевая

 

 

 

 

"История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах",

№ 5, 2005 год, стр. 64-67.

Разработал учитель истории

высшей категории Алибаева Г.А.

   

Цель урока:                 

  •        Познакомить учащихся с историей Кимакского каганата, существовавшего на территории Казахстана с конца IX до начала XI веков раскрыть условия  его образования

  •       сформировать у учащихся знание об общественном строе кимаков, о развитии хозяйственной жизни и культуры кимакского государства

  •       Воспитание интереса к истории далеких предков казахского народа, выявление схожести характера хозяйствования и жизненного уклада

  •       Развитие навыков исторического мышления, систематизации знаний,  через применение  опорных схем и самостоятельной работы с текстом учебника и с историческими документами

2.   

          Опорное понятие:

  • Место Кимакского каганата среди других  тюркоязычных народов.                               

 

Оборудование урока:

  • карта

  • исторические тексты

  • опорные схемы

  • электронный учебник

  • творческие задания

  • иллюстрации.

Тип урока: нетрадиционный, урок-путешествие.

 

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный

  • проблемно-поисковый

 

Форма организации:

  • классно-урочная система

  • работа в группах

 

План урока:

1.    Организационный момент.

Учащиеся занимают произвольные места. На мониторе компьютера – картины природы Казахстана на фоне музыки.

(например, диск «Казахша-Сухбат» - «Золотой человек»).

Слово учителя: Сәлеметсіз бе, балалар! Здравствуйте, ребята! Казахская земля – колыбель многих древних цивилизаций. На степных просторах казахских степей возникали и исчезали государства, оставившие неизгладимый след в истории человечества. Государства, которые дали мировой цивилизации самобытную кочевую культуру. С некоторыми из них мы с вами уже познакомились. Назовите их. (Тюркский каганат, Западнотюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство). Сегодня мы с вами изучим историю еще одного тюркского государства – Кимакского каганата. Мы с вами узнаем, когда и как оно возникло, какой общественный строй существовал у кимаков, как были развиты хозяйство и культура кимакских племен, узнаем о взаимосвязи  кимакского и казахского народов.

Урок наш будет проходить в форме путешествия. Для того, чтобы в него отправиться, нам нужно разделиться на две команды. Сейчас каждый из вас вытянет по одному жетону. На них написаны слова, которые объединяют единое понятие.

5 жетонов относятся к одному понятию, 5 – к другому. Вы должны объединиться в группы и занять отдельные столики.

(На столе вперемешку разложены жетоны с понятиями:


1 группа:

Тюргешский каганат,

704 – 756 г.г.,

Суяб и Кунгит,

Ушлик, каган Сулу (Бодливый).

2 группа:

Карлуки,

756 – 940 г.г., «Таншу», булак, чигиль и ташлык, Бильге Кул Кадыр-хан.


(Учащиеся объединяются и садятся за столы).

Учитель: Ребята, почему вы разделились именно так, а не иначе? Учащиеся должны ответить, что эти понятия можно объединить соответствием их истории Тюргешского и Карлукского каганатов. Учитель: Мы отправляемся в трудное, но интересное путешествие. Каждая команда, пройдя ряд этапов, должна достигнуть Оазиса знаний. Но на чём нам отправиться в путь? Сейчас я загадаю вам загадку и, ответив на неё, вы узнаете наше средство передвижения.

«Какое животное называют кораблем пустыни? Это животное, понадеявшись на свой рост, не вошло в 12-летний казахский календарь». Кто это?

Учащиеся отгадывают – верблюд. На доске прикрепляются фигуры верблюдов. За тем, как мы будем двигаться, будут следить наши наблюдатели, которые будут отмечать ваши ответы и двигать фигуры; по их расположению вы будете наглядно видеть, как вы продвигаетесь по маршруту. Чтобы четко видеть вашу готовность, у вас на столах лежат сигнальные карточки красного и синего цветов. Красная карточка означает вашу готовность, синяя – сомнение.  В путь! Всего доброго!

(Музыкальная заставка).

2. Опрос домашнего задания:

1 этап нашего путешествия – «В гостях у огузов». Сейчас мы проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Наблюдатели, прошу внимания.

Вопросы:

    1.  Когда и где существовало государство Огузов?

2.    Какие племена входили в союз огузских племен?

3.    Заполните тестовый опросник и сдайте их наблюдателям.

(учащиеся получают опросники и отвечают на вопросы:

1 команда:

1. Глава огузского каганата?

2. Наследники огузских каганов?

3. Военачальники огузов___, почему они имели большое влияние?

2 команда:

1. Кто такие кюль Еркины?

2. Народное собрание огузов сменилось советом знати _____,   

    затем___________

         3.Кто занимался воспитанием наследников престола - инаков?

4. Какое хозяйство было у огузов? Заполните тестовый рисунок:

3.Объяснение нового материала.

Начинается самый сложный и ответственный участок пути. Нам необходимо собрать все силы, быть внимательными и очень дружными, чтобы преодолеть все трудности и дойти до конечной цели – Оазиса знаний. Какие нас ждут остановки на нашем марщруте? Давайте посмотрим: (на доске вывешивается план изучения новой темы, оформленный как маршрутный лист:

1.    «Кимакия»

2.    «Горный камнепад»

3.    «Тихий родник»

4.    «Перевал доблести»

5.    Тюркский базар»

6.    Источники Гардизи»

7.    «Блиц-мост»

Мы движемся дальше и следующая остановка на нашем пути – Кимакия. Я вам расскажу об образовании Кимакского каганата, вы перерисовываете опорный конспект в тетради, затем мы с вами, ответив на ряд вопросов, отправимся в дальнейший путь. (Опорный конспект на листе ватмана, прикрепляется к доске).

Ученики переписывают конспект и затем отвечают на вопросы:

1.    Когда и где проживали первоначально племена кимаков?

2.    С какого времени кимаки стали расселяться на территории Казахстана?

3.    Какую территории они населяли в конце 8 – начале 9 веков?

4.    Когда был создан Кимакский каганат и его территория.

5.    Какие города были столицами кимаков?

6.    Какие племена входили в кимакский союз?

Молодцы! Наше путешествие продолжается. Но что это? Какое страшное препятствие возникло на нашем пути – «Горный камнепад». Кто-то перегородил огромными валунами наш путь. Нужно постараться убрать камни и идти дальше. Чтобы расчистить путь, нам необходимо ответить на вопросы. Вы должны прочитать 1 и 2 абзац пункта №2  параграфа №6 на стр. 27-28 и составить краткую схему общественного устройства кимаков по данным вам схемам.

Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Наверное, вы очень устали и не прочь отдохнуть. Как нельзя кстати остановка – «Тихий родник». Давайте мы послушаем приятную музыку и расслабимся, можно даже закрыть глаза и подумать о чем-то приятном. (Звучит музыка из электронного учебника по географии 7 класса модуль6) 1 мин.

Отдохнули и с новыми силами мы опять двинемся в путь. Кимакские племена очень отважно защищали свои земли от внешних врагов. Но вместе с тем они вели и завоевательные походы, стремясь расширить свои границы.  Имеются исторические сведения, что они вторгались на территории своих соседей – огузов, совершали набеги на сибирских киргизов. Со второй половины 10 века на кимакские земли стали нападать войска государства Караханидов, которое усилилось к этому времени. Как вы думаете, кто в кимакском каганате играли очень важную роль в связи с этими фактами? Конечно, воины. Чтобы пройти через Перевал доблести, вам необходимо получив исторические документы, свидетельствующие о кимакском войске и посмотрев на изображение воина (смотрят в электронном учебнике по истории Казахстана модуль) ответить на вопросы, данные в конце документа.

1.Что вы узнали о кимакской армии? Как она была вооружена?

2. Сколько всадников составляла кимакская кавалерия?

3. С кем могла вести бой?

4. Почему пехота использовалась только в дистанционном бою?

 Мы продолжаем наше путешествие и впереди нас ждет Тюркский базар. Пройти через него мы сможем лишь тогда, когда правильно отгадаем кроссворд о ремеслах и хозяйстве в кимакском каганате. Поможет вам его разгадать текст учебника на странице 29-30.

Кроссворд. (См. приложение)

Молодцы! А теперь у нас еще одно испытание – Источники Гардизи. Гардизи – это персидский историк 11 века, который оставил немного сведений о кимаках. Я прочитаю вам отрывок из его трудов, а вы приготовьтесь ответить на такой вопрос: «Какие факты доказывают, что кимаки являются далёкими предками казахов»? Действительно, употребление кумыса, заготовка копченого мяса на зиму, занятие кочевым скотоводством, - эти факты свидетельствуют об исторической связи этих народов.

3. Закрепление изученного материала:

 Ребята, мы с вами дошли до Оазиса знаний. Путь наш был долог и труден, но мы смогли дойти без потерь и даже в пути стали богаче, ведь недаром гласит казахская пословица – «Знания – дороже богатства». Осталось нам только перейти через Блиц-мост. Вы должны быстро ответить на мои вопросы:

1.    Когда и где существовал Кимакский каганат?

2.    Какие племена в него входили?

3.    Чем занималось население каганата?

4.    Кому принадлежала вся полнота власти?

5.    Почему воины играли важную роль в жизни государства?

Молодцы! (Звучит музыка, возвещающая о достижении нашей цели. Учащиеся получают открытки с изображением Оазиса знаний и с надписью: «Учение – знания родник, знания – жизни светильник»). Спасибо вам, ребята, за нашу общую работу!

Hosted by uCoz