|
|
Урок истории Казахстана "Кимакский каганат" |
/наш педагогич. опыт/
|
"История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах", № 5, 2005 год, стр. 64-67. Разработал учитель истории высшей категории Алибаева Г.А.
Цель
урока:
2.
Опорное
понятие:
Оборудование урока:
|
|
Тип урока: нетрадиционный, урок-путешествие.
Методы обучения:
Форма организации:
План
урока: 1.
Организационный момент. Учащиеся занимают произвольные места. На мониторе компьютера – картины природы Казахстана на фоне музыки. (например,
диск «Казахша-Сухбат» - «Золотой человек»). Слово учителя: Сәлеметсіз бе, балалар! Здравствуйте, ребята! Казахская земля – колыбель многих древних цивилизаций. На степных просторах казахских степей возникали и исчезали государства, оставившие неизгладимый след в истории человечества. Государства, которые дали мировой цивилизации самобытную кочевую культуру. С некоторыми из них мы с вами уже познакомились. Назовите их. (Тюркский каганат, Западнотюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство). Сегодня мы с вами изучим историю еще одного тюркского государства – Кимакского каганата. Мы с вами узнаем, когда и как оно возникло, какой общественный строй существовал у кимаков, как были развиты хозяйство и культура кимакских племен, узнаем о взаимосвязи кимакского и казахского народов. Урок наш будет проходить в форме путешествия. Для того, чтобы в него отправиться, нам нужно разделиться на две команды. Сейчас каждый из вас вытянет по одному жетону. На них написаны слова, которые объединяют единое понятие. 5 жетонов относятся к одному понятию, 5 – к другому. Вы должны объединиться в группы и занять отдельные столики. (На
столе вперемешку разложены жетоны с
понятиями:
1
группа: Тюргешский каганат, 704 – 756 г.г., Суяб и Кунгит, Ушлик, каган Сулу (Бодливый). 2
группа: Карлуки, 756 – 940 г.г., «Таншу», булак, чигиль и ташлык, Бильге Кул Кадыр-хан.
(Учащиеся
объединяются и садятся за столы). Учитель: Ребята, почему вы разделились именно так, а не иначе? Учащиеся должны ответить, что эти понятия можно объединить соответствием их истории Тюргешского и Карлукского каганатов. Учитель: Мы отправляемся в трудное, но интересное путешествие. Каждая команда, пройдя ряд этапов, должна достигнуть Оазиса знаний. Но на чём нам отправиться в путь? Сейчас я загадаю вам загадку и, ответив на неё, вы узнаете наше средство передвижения. «Какое животное называют кораблем пустыни? Это животное, понадеявшись на свой рост, не вошло в 12-летний казахский календарь». Кто это? Учащиеся отгадывают – верблюд. На доске прикрепляются фигуры верблюдов. За тем, как мы будем двигаться, будут следить наши наблюдатели, которые будут отмечать ваши ответы и двигать фигуры; по их расположению вы будете наглядно видеть, как вы продвигаетесь по маршруту. Чтобы четко видеть вашу готовность, у вас на столах лежат сигнальные карточки красного и синего цветов. Красная карточка означает вашу готовность, синяя – сомнение. В путь! Всего доброго! (Музыкальная заставка). 2.
Опрос домашнего задания: 1 этап нашего путешествия – «В гостях у огузов». Сейчас мы проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Наблюдатели, прошу внимания. Вопросы: 1. Когда и где существовало государство Огузов? 2. Какие племена входили в союз огузских племен? 3. Заполните тестовый опросник и сдайте их наблюдателям. (учащиеся получают опросники и отвечают на вопросы: 1 команда: 1. Глава огузского каганата? 2. Наследники огузских каганов? 3. Военачальники огузов___, почему они имели большое влияние? 2 команда: 1. Кто такие кюль Еркины? 2. Народное собрание огузов сменилось советом знати _____, затем___________ 3.Кто занимался воспитанием наследников престола - инаков? 4. Какое хозяйство было у огузов? Заполните тестовый рисунок: 3.Объяснение
нового материала. Начинается самый сложный и ответственный участок пути. Нам необходимо собрать все силы, быть внимательными и очень дружными, чтобы преодолеть все трудности и дойти до конечной цели – Оазиса знаний. Какие нас ждут остановки на нашем марщруте? Давайте посмотрим: (на доске вывешивается план изучения новой темы, оформленный как маршрутный лист: 1. «Кимакия» 2. «Горный камнепад» 3. «Тихий родник» 4. «Перевал доблести» 5. Тюркский базар» 6. Источники Гардизи» 7. «Блиц-мост» Мы движемся дальше и следующая остановка на нашем пути – Кимакия. Я вам расскажу об образовании Кимакского каганата, вы перерисовываете опорный конспект в тетради, затем мы с вами, ответив на ряд вопросов, отправимся в дальнейший путь. (Опорный конспект на листе ватмана, прикрепляется к доске). Ученики переписывают конспект и затем отвечают на вопросы: 1. Когда и где проживали первоначально племена кимаков? 2. С какого времени кимаки стали расселяться на территории Казахстана? 3. Какую территории они населяли в конце 8 – начале 9 веков? 4. Когда был создан Кимакский каганат и его территория. 5. Какие города были столицами кимаков? 6. Какие племена входили в кимакский союз? Молодцы! Наше путешествие продолжается. Но что это? Какое страшное препятствие возникло на нашем пути – «Горный камнепад». Кто-то перегородил огромными валунами наш путь. Нужно постараться убрать камни и идти дальше. Чтобы расчистить путь, нам необходимо ответить на вопросы. Вы должны прочитать 1 и 2 абзац пункта №2 параграфа №6 на стр. 27-28 и составить краткую схему общественного устройства кимаков по данным вам схемам. Молодцы,
ребята! Хорошо справились с заданием.
Наверное, вы очень устали и не прочь
отдохнуть. Как нельзя кстати остановка
– «Тихий родник». Давайте мы послушаем
приятную музыку и расслабимся, можно
даже закрыть глаза и подумать о чем-то
приятном. (Звучит
музыка из электронного учебника по
географии 7 класса модуль6) 1 мин. Отдохнули и с новыми силами мы опять двинемся в путь. Кимакские племена очень отважно защищали свои земли от внешних врагов. Но вместе с тем они вели и завоевательные походы, стремясь расширить свои границы. Имеются исторические сведения, что они вторгались на территории своих соседей – огузов, совершали набеги на сибирских киргизов. Со второй половины 10 века на кимакские земли стали нападать войска государства Караханидов, которое усилилось к этому времени. Как вы думаете, кто в кимакском каганате играли очень важную роль в связи с этими фактами? Конечно, воины. Чтобы пройти через Перевал доблести, вам необходимо получив исторические документы, свидетельствующие о кимакском войске и посмотрев на изображение воина (смотрят в электронном учебнике по истории Казахстана модуль) ответить на вопросы, данные в конце документа. 1.Что вы узнали о кимакской армии? Как она была вооружена? 2. Сколько всадников составляла кимакская кавалерия? 3. С кем могла вести бой? 4. Почему пехота использовалась только в дистанционном бою? Мы продолжаем наше путешествие и впереди нас ждет Тюркский базар. Пройти через него мы сможем лишь тогда, когда правильно отгадаем кроссворд о ремеслах и хозяйстве в кимакском каганате. Поможет вам его разгадать текст учебника на странице 29-30. Кроссворд. (См. приложение) Молодцы! А теперь у нас еще одно испытание – Источники Гардизи. Гардизи – это персидский историк 11 века, который оставил немного сведений о кимаках. Я прочитаю вам отрывок из его трудов, а вы приготовьтесь ответить на такой вопрос: «Какие факты доказывают, что кимаки являются далёкими предками казахов»? Действительно, употребление кумыса, заготовка копченого мяса на зиму, занятие кочевым скотоводством, - эти факты свидетельствуют об исторической связи этих народов. 3.
Закрепление изученного материала: Ребята, мы с вами дошли до Оазиса знаний. Путь наш был долог и труден, но мы смогли дойти без потерь и даже в пути стали богаче, ведь недаром гласит казахская пословица – «Знания – дороже богатства». Осталось нам только перейти через Блиц-мост. Вы должны быстро ответить на мои вопросы: 1. Когда и где существовал Кимакский каганат? 2. Какие племена в него входили? 3. Чем занималось население каганата? 4. Кому принадлежала вся полнота власти? 5. Почему воины играли важную роль в жизни государства? Молодцы! (Звучит музыка, возвещающая о достижении нашей цели. Учащиеся получают открытки с изображением Оазиса знаний и с надписью: «Учение – знания родник, знания – жизни светильник»). Спасибо вам, ребята, за нашу общую работу! |