Урок мира

 

 

Главная

 

Визитка

 

Педагогический коллектив

 

Образовательная программа

 

МО школы

 

Мы публикуемся

 

Поделюсь с коллегой 

/наш педагогич. опыт/

 

Проект "Тропою любви"

 

Самоуправление в школе

 

Газета "Панорама"

 

Инновации школы

 

Гостевая

 

 

Автор: учитель физики

высшей категории Крайсвитняя Н.Ф.

 

Цель

показать учащимся, что мир самое главное, что его необходимо ценить

           

Ученик: Мир!

               Это слова, как набат,

               Планету нашу и будит.

               Пусть пламенем войны объят.

               Мир никогда не будет.

               Земля к тебе взывает, человек,

               Чтоб ты ее от бури атомной сберег

               И величавую красу ее лесов и рек

               Ты для потомков сохранить помог.

Учитель: Наше время… Насколько известно, люди никогда не были довольны своим временем, с завистью всматривались или в прошлое- мол, вот тогда- то была жизнь, золотой век, - или с надеждой в будущее.

 Проницательный В.Г. Белинский с неосторожной восторженностью заявил: « Завидуем внукам и правнукам нашим, которые станут жить в 1940 году…»

А в этом году уже шла жесточайшая из человеческих войн – вторая мировая.

Ученик: Что может быть страшнее, чем война?

               Лишь слезы и страдания несет она.

               И счастье разбивает у людей,

               Любимых разлучая, и друзей

               Как смерч, врываясь в мирные дома,

               Их рушит яростно, не ведая сама,

               Что веру в разум убивает

               И души пламенем отчаянья сжигает.

Ученица: Чем оправдать детей невинных муки,

                 Скорбь матерей, седых от  горя и разлуки.

                 Надежд, ласкавших жизнь, крушенье

                 И мира варварское разрушение.

/ звучит музыка/

Учитель: Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом  лица женщин, прижимавшие насмерть детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Все это война. Самое страшное, что может произойти в судьбе человека и всей страны. Наш народ пережил Великую отечественную войну. И не только пережил, но и вышел победителем. 1418 дней и ночей продолжалась эта война. Почти 26 млн. жизней унесла она. Потоками крови и слез была омыта земля наша. И   если бы собрать все слезы, то образовалось бы Море Скорби, и потекли бы во все уголки планеты реки Страдания. Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Мы должны с великим уважением  смотреть на тех, кто прошел через этот ад и сохранил в себе лучшие человеческие качества.

    Свыше 20 млн. человек погибло в той войне. Язык цифр скуп.  НО все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте, то нам пришлось бы молчать 20 млн. минут, это 38 с лишним лет поминальных мгновений. Среди живых не осталось тогда ни одного человека, который не ведал горечи потери. / пауза, звучит музыка /

Учитель: Мы думали, что ВОВ будет последней в нашей жизни. И вот – сначала Афганистан, потом – Чечня. Почему совсем недавно, говоря о трагедии в Косово, Албании, Югославии наши правители все свои выступления заканчивали словами  « Добиваться мира только путем переговоров». Что же изменилось сейчас? Почему мы уже привыкли  не содрогаться от слов диктора на телевидении?  « Погибло столько- то…Ранено столько- то… Тяжело столько- то. Пропало без вести… Зачистка… Уничтожено…».

Почему все забыто? Почему продолжается бойня, которую сейчас называют ошибкой?

 Ученик: Афганистан. Многие матери, сыновей, которых отправляли выполнять « интернациональный долг», а именно так это когда-то называли, с содроганием и сейчас слышат это слово.

С чего все началось? Прежде всего, с того, что русские пошли помогать строить счастливую жизнь  в глубь Азии. Впрочем, не все хотели укрепления позиций России. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном регионе не жалели средств. Против нас была объявлена не только информационная война. Кто-то добренький стал осыпать щедро афганских моджахедов « благами западной цивилизации». Широкой рекой в Афганистан потекли современные средства ПВО, стрелковое и тяжелое вооружение, средства минной войны. Но главное – деньги, доллары. Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. Словно время повернулось вспять – буквально за каждое ухо солдата, как за скальп во время покорения Америки, стали платить и платить очень щедро. На бешеных деньгах множились солдаты удачи.  Все мы знаем, сколько тогда полегло ребят. А чтобы бизнес у « духов» шел успешно, их обучали в диверсионных школах  на территории соседнего Пакистана. Наконец, наших солдат вывели из Афгана. Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто посылал ребят на смерть? И как больно читать о том, что та война была ошибкой. А каково это читать тем ребятам, которые прошли огонь и воду  и остались в живых /звучит музыка /

Ученица: Та война закончилась давно. Но матери, провожая сыновей в армию, до сих пор волнуются. Почему? Все новые и новые вспыхивают «горячие точки». Среди них - ставшая для многих ужасом – Чечня.

Ученик: Ищу на карте крохотную точку,               В истории свои загадки

               Политую свинцом и кровью, омут,           С плеча судить мы не              

               Чтоб вставить в поэтическую строчку                          вольны:

               Короткое название – Бамут.                       Кто виноват в кровавой

              Закрою атлас, снова открываю…                                     схватке

              На сердце боль и тяжесть у меня                Людей вчера одной страны.

             Так вот она – та точка роковая,            Пройдя по жизненным излукам,

             Кто знал ее вчера? Она Чечня,             История, как ОТК,

             На фоне  бледно-розового цвета          Клеймо поставит по заслугам,

             Она уму и совести укор.                       И не час, а на века.

             Кто знал вчера названье это,                И за чеченскую аферу

             Что за чертою дальних гор?                 Поставит каждому печать.

             Теперь в горах и на просторах             И за солдатика- шофера

                                                  ровных               Перед богом будут отвечать.

              Ночами много женщин не уснут         Его уста сегодня немы, его

              Как колокол вздыхает                                               объемлет тишина.

                                                похоронный          Но эта вот полупоэма

              Зловещее: Ба-мут, Ба-мут, Ба-мут!      Сейчас ему посвящена.

              Тем вздохам расстоянье не помеха,     А кто он, мы таить не станем:

              Добро- негромко, громкозвучна          Не из «господ», не из гуляк

                                                  Злость          Его фамилия –Китанин,

              Тревожное, трагическое эхо                 Обычный парень, наш земляк.

              И к мирному Кузнецку донеслось       Война, война…Кому-то очень больно,

                                                                              А кто-то ищет новых благ и чин

                                                                              Друзья мои всех убиенных ввойнах 

                                                                               Припомним и минуту помолчим.

Учитель: Судьбы, судьбы…Пограничник Евгений Родионов попал в плен в 1996 году. К блокпосту на чечено- ингушской границе  подкатила машина с красным крестом. Он не смог стрелять по людям в белых халатах. «Врачи»  затолкали ребят в машину и увезли в Чечню. Так начался плен. Десять долгих месяцев  мать искала сына по всей Чечне, его казнили  под Бамутом   в самый день его рождения. Через несколько месяцев могилу за  огромные деньги матери указали чеченцы. Она опознала обезображенное и обезглавленное тело по нательному кресту.

Ученица / читает по листу /

Из рассказа матери Евгения Родионова «Много лет тому назад 23 октября мы с мужем поженились. И 23 октября, двадцать лет спустя своими руками я выкопала сына из земли и привезла домой, похоронила. Надпись на памятнике: «Прости, сынок» - это как моя вечная вина  перед ним. Он погиб в 7 км от меня, пока я не могла его найти…/ звучит грустная музыка /.

Учитель: 19- летного   парня избивали, заставляя сменить веру и отечество, забыть присягу, снять с себя крест и стать бандитом. Наконец, средства иссякли. Поняв, что парня не сломить - его обезглавили.

Ученик: Руки морщинисты, волосы белые. Мама!

               Много пережила, много сделала. Мама!

               Слово, как Солнце, нас греет столетия – Мама!

               Это надежда, это бессмертие. Мама!

               Первое слово сказал я простое: мама!

                  В нем сокровенное все и святое. Мама!

Учитель: У меня свой взгляд  на эту войну. Я  не политик. Излагать  свое мнение могу искренне, не лукавя ни перед собой, ни перед другими. Мне гораздо проще, чем тем людям, которые в силу своего положения вынуждены оправдывать военные действия. Простить их мы все равно не сможем, и уж, конечно, не простят их матери, чьи сыновья погибли и погибают в этой страшной и жестокой войне. Мне очень жаль наших воюющих мальчиков, наших раненых и погибших. Жаль и мирных чеченцев, русских, украинцев и любых других людей, живущих в Чечне, подвергающимся  обстрелам, терактам. Душа не может смириться с тем, что мирных жителей убивают, бросая вниз бомбы без указания адреса. Все время гложет мысль: так ли уж необходима эта война? Можно ли жестокостью искоренить жестокость? Жестокость порождает  ненависть, ответную жестокость. И эта реакция бесконечна./звучит музыка /

Нам тоже хочется знать, как будут жить наши дети и внуки, правнуки через 50, 100, 150 лет, но ошибка Белинского предостерегает от оптимистических прогнозов «Чтоб хоть как-то понять будущее, следует обратиться к прошлому, уловить в нем особенности развития. Мы и раньше много говорили о мире, о борьбе за мир. Но вводились войска в Афганистан, в Чечню, не уменьшался военный бюджет. Должна быть трезвая установка: дальше жить с таким количеством оружия нельзя. Кто- то должен подать пример доверия в международных делах.

Климат на планете все же меняется. Миру уютнее и спокойнее жить в надежном мире. У этого климата есть одна особенность: если собираются тучи - сразу над всей планетой, если светит Солнце- то всем без изъяна. Мир в мире очень важен, но важен  и мир в себе.

Чужая душа потемки. А своя-то? В свою можно заглянуть. Да только часто ли мы находим  для этого время?  Воспитывая, культивируя сострадание к ближнему, восприятию болей природы нас учит литература. Нужно, прежде всего, заняться   совершенствованием себя.

Так не от попрания ли нравственности происходит то, что не воспитываем мы в себе лучшие качества. Эпоха развратила нас, привила нам вкус к суду, осуждению, казалось, навсегда вычеркнув из нравственного кодекса человечества «Не судите  и не судимы будете». Послушайте строки, которые произнес непорочный Авидий: «Никому, кроме человека, не дано раскаиваться. Раскаяние- это  вечная и неизбывная  забота человеческого духа о самом себе. Из этого вытекает, что любое наказание – за проступок, за преступление - должно вызывать в душе наказуемого раскаяние, иначе это равносильно  наказанию зверя».

Только раскаяние дает человеку духовный мир, душевный покой, снимает тяжесть с души, дает очищение. Нравственность для человека важнее пищи и одежды. Сейчас как-то  постепенно люди стали забывать об этом, не думая о том, что не будь нравственности, не будет страны, рода человеческого не будет.

Достижение мира во все времена была самой сложной задачей. Мир  наш не похож на красивый глобус, и вопросов в нем больше, чем ответов. Еще льется кровь и гибнут люди, беззащитные перед варварством.

Нам необходимо воспитывать в себе чувство единения  себя с человечеством. Нужно быть способным прощать другим и не прощать себе, быть отзывчивым на чужую беду, милосердным, не перекладывать  на других то,   что обязан сделать сам,- вот самое главное. И нет ничего ценнее.

 Ученица: На всех часах вы можете прочесть

                  Слова простые истины глубокой:

                  Теряя время, мы теряем честь,

                  А совесть остается после срока

                  Она живет в душе не по часам.

                  Раскаянье всегда приходит поздно.

                  А честь на час указывает нам

                  Протянутой рукою- стрелкой грозной;

                  Чтоб наша совесть не казнила нас,

                  Не потеряйте краткий этот час,

                  Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе

                  Веленья  вашей совести и чести.

      

 

Hosted by uCoz