Урок географии с использованием информационных технологий в 10 классе

Население мира

 

 

Главная

 

Визитка

 

Педагогический коллектив

 

Образовательная программа

 

МО школы

 

Мы публикуемся

 

Поделюсь с коллегой 

/наш педагогич. опыт/

 

Проект "Тропою любви"

 

Самоуправление в школе

 

Газета "Панорама"

 

Инновации школы

 

Гостевая

 

 ''География в школах и ВУЗах Казахстана'',

 № 5, 2005 год, стр.32-34

Петрашин Д.В, учитель первой категории

Цели и задачи:

Повторить, закрепить и проверить знания по основным темам раздела ''География населения мира''.

Закрепить понятия: ''естественный прирост'', ''естественная убыль'', ''демографический взрыв'', ''демографическая политика'', ''миграция'', ''агломерация'' и др.

Проверить умение проводить анализ таблиц, графиков, диаграмм.

Научить учащихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предположения, прогноз на основе полученной информации.

Воспитывать чувства долга, ответственности и коллективизма.

 

Оборудование:

Кроссворд к теме

Персональные компьютеры

Компьютерная программа ''Microsoft PowerPoint''

Компьютерная программа ''Универсальный тестировщик''

 

Тип урока:

Итоговый урок обобщения и закрепления знаний

 

Форма проведения урока

урок-конкурс

Накануне проведения дается задание:

Повторить понятия и термины по теме

Повторить основные вопросы по теме

Провести небольшое социологическое исследование по подсчету количества детей в семье (в ряде поколений)

Сформировать группы-команды для участия в игре

 

Ход урока:

1. Организационный момент: представление команд (название и приветствие). Выбор жюри, его представление.

Здравствуйте, сегодня мы проводим итоговый урок, урок-конкурс по теме ''География населения мира''. На этом уроке мы должны закрепить и проверить знания по теме ''Население мира''; закрепить понятия ''демографическая политика'', ''миграция'', ''демографический взрыв'', ''естественный прирост населения'' и др.; проверить наши умения проводить анализ таблиц, графиков и диаграмм; должны научится применять свои знания в новой ситуации, делать выводы, предположения и прогнозы на основе полученной информации. Как я уже сказал, это будет урок конкурс, а значит будет две команды, у каждой команды свой персональный компьютер, будет жюри, которое определит команду победителя.

А сейчас выберем жюри, я думаю это будет …

И наши команды, я думаю они представятся сами.

1 команда -…

2 команда -…

     Команды были названы ''Мигранты'' и ''Демографический взрыв''. Каждая команда представила свое название, прокомментировав его.

2. Конкурс ''Разминка'' – решение кроссворда по теме (кроссворд выполнен с помощью компьютерной программы ''Microsoft PowerPoint'' и выводится на мониторы компьютеров).

Вопросы кроссворда:

1.     В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения, исключая страны-карлики?

2.     Один из элементов воспроизводства населения?

3.     Как называют перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства?

4.     Единица измерения естественного прироста, рождаемости и … солености.

5.     Скопление городов, их слияние.   

6.     Процесс роста городов и увеличения числа горожан.

7.     Священный город, центр возникновения ислама.

8.     Национальная религия китайцев.

9.     Государство-лидер по числу жителей.

Один из типов этнических общностей.

Рис. 1. Кроссворд ''Демография''.

После выполнения задания  ответы также выводятся на монитор.

3. Конкурс ''Что такое? Кто такой?'' (Открытый тест)

     От каждой команды выдвигается по 1-2 представителя-конкурсанта. Необходимо прокомментировать содержание понятий.

Примеры карточек:

Карточка №1.

Мулат

''Естественный прирост''

Ватикан

''Демографический взрыв''

Православие

Карточка №1.

Иммигрант

Мекка

Нация

Урбанизация

6 млрд. человек

 

Карточки выполнены с помощью компьютерной программы ''Microsoft PowerPoint''.

4. Конкурс ''Узнай страну''.

По подсказкам, которые читает учитель, необходимо определить, о какой стране идет речь.  С каждой новой прочитанной подсказкой количество заработанных очков уменьшается.

Варианты вопросов:

1.     В древности считалась

сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем (5 баллов).

2.     В возрастной структуре

населения высока доля детей (4 балла).

3.     Согласно национальной религии

все общество делится на касты (3 балла).

4.     Занимает второе место в мире

по численности населения (2 балла).

5. Большинство населения исповедует индуизм (1 балл).

1.     Славится своими карнавалами (5 баллов).

2.     Обладает пестрым национальным составом (4 балла).

3.     Занимает 5-е место в мире по численности населения (3 балла).

4.     Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский (2 балла).

5. Родом из этого государства является самый знаменитый футболист – Пеле (2 балла).

 

5. ''Если бы…'' -  проводится на основе знаний  учащихся о демографической политике, проводимой государствами с различными типами воспроизводства населения.

      Задание: если бы вы стали президентом нашей страны,  то какую  демографическую политику следовало бы проводить? Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять?

       Каждая команда по очереди высказывается по данной проблеме. При этом учащимися были даны самые разные варианты ответов – от дорогих подарков многодетным семьям до штрафов за наличие одного ребенка в семье. Задание активизировало внимание учащихся, заставило их творчески обдумать вопрос и принять необходимые решения.

       6. Конкурс ''Домашнее задание''.

Командам было дано следующее домашнее задание:

1)     Проведите социологическое исследование в своих семьях. Выясните,

сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у их бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Постройте график с помощью компьютерной прграммы ''Microsoft Power Excel'', иллюстрирующий числа детей в семье, проанализируйте его и сделайте выводы. Выясните причины изменения количества детей в семье. Узнайте, какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.

Учащиеся представили свои графики (рис.2) и сделали выводы:

1.     количество детей в семье по сравнению с прошлым сократилось.

а) смена сельского образа жизни на городской;

             б) более высокий уровень образования;

             в) повышение требований к условиям жизни;

             г) ускорение темпов жизни, городская суета;

             д) экономическая нестабильность и другие. 

Рис. 3. График изменения числа детей у женщин в семье.

1)     Изучите, сколько детей в семье ваших родных, знакомых, соседей, проживающих в одном районе города (для исследования достаточно 10-20 семей). Следует также учесть число детей в семьях, образованных до 1991-1992 гг. (начиная именно с них, происходит существенное снижение рождаемости). Результаты проделанной работы отобразить в столбиковых диаграммах (рис.3).

2)     Сделать выводы ответить на следующие вопросы:

-         будет ли сокращаться численность населения в районе проживания  при таком количестве детей в семье?

-         Изменился ли тип воспроизводства населения на уровни семьи?

        Выводами по этому заданию являются:

1)     Население в районе проживания будет сокращаться, т.к. в семьях после 1992 г. родился один ребенок или не было вообще. Это отражает диаграмма (рис.3).

2)     Тип воспроизводства в семьях сменился с расширенного к суженому.                             

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. График изменения числа детей в семье.

 Фамилии семей:

1.     Чернышов 

2.     Карманова

3.     Малинин

4.     Баубекова

5.     Аугалиева

6.     Калинко

   Краснолобова

2.     Франц

3.     Аубакиров

4.     Кудайбергенова

5.     Бахтыбаев

6.     Афонина

7. Конкурс «Веришь - не веришь».

Учитель зачитывает каждой команде по 10 утверждений (ученики должны согласится «Да» с утверждением, если оно правильное, или опровергнуть «Нет», если оно неправильное).

Например:

1)     Высокий уровень рождаемости характерен для Кении. (Да)

2)     Политика государственного сдерживания рождаемости проводится в ФРГ. (Нет)

3)     К однонациональным государствам относится Швеция, Япония, Дания. (Да)

4)     Буддизм распространен в Новой Зеландии. (Нет)

5)     Урбанизация - это слияние городов. (Нет)

6)     Рио-де-Жанейро – столица Бразилии (Нет)

7)     Население Земли составляет – 6 млрд. человек (Да)

8)     Мегаполис – это небольшой городок. (Нет)

9)     Второе место по количеству населения занимает Индия (Да)

10)Нация – это Консолидация народов.(Нет)

11)СПИД – болезнь 19 века.(Нет)

12)В Казахстане более 15 млн. жителей. (Да)

13)Средняя плотность населения Казахстана 65 Чел./км. кв. (Нет)

14)Африка выделяется низким уровнем рождаемости. (Нет)

16) В Бразилии государственным языком является португальский. (Да)

15)Для большинства стран  Азии характерен Высокий уровень рождаемости. (Да)

16) Для развитых стран характерен высокий уровень смертности. (Нет)

17) Основным занятием австралийцев является сельское хозяйство. (Да)

18) На политической карте мира цветом обозначены Страны НАТО. (Нет)

19) Воспроизводство – это естественное движение населения. (Да)

20) По плотности населения можно судить об уровне экономического развития. (Нет)

8. В заключение игры проводится состязание для капитанов команд.

Каждый капитан выполняет задания-тесты на компьютерах .

Варианты вопросов:

1. Самая распространенная по числу приверженцев религия – это:

а. Ислам

б. Буддизм

в. Христианство

2. Наиболее многочисленная языковая семья – это:

а. Алтайская

б. Индоевропейская

в. Уральско-Юкагирская

3. Средняя плотность населения мира составляет:

а. 15 чел/км. кв.

б. 700 чел/км. кв.

в. 46  чел/км. кв.

4. В какой из стран преобладают мужчины:

а. Польша

б. США

в. Индия

5. В каком из государств многодетность поощряется религией:

а. Саудовская Аравия

б. Швеция

в. Дания

6. В возрастной структуре населения преобладают дети в государствах:

а. Индия

б. Швеция

в. Молдова

7. К индоевропейской языковой семье относятся группы:

а. Китайская

б. Романская

в. Тюркская

8. Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:

а. Эмиграция

б. ''Утечка умов''

в. Иммиграция

9. К малозаселенным территориям относятся:

а. Высокогорные области

б. Низменности

в. Возвышенности

10. Демографический кризис наблюдается в государствах:

а. Индии

б. России

в. Бангладеш

Обобщающее слово учителя:

Сегодня на уроке мы с вами привели в порядок, разложили по полочкам наши знания по пройденной теме, проверили наше умения анализировать графики и диаграммы, учились делать выводы и строить прогноз на основе полученных знаний, и по моему, у нас это получилось не так уж плохо. Лучше всех сегодня получилось проявить себя у …., ну а остальным вы сами, в своих командах выставите оценки на эти оценочные листы.

 А теперь слово жюри: какая команда показала себя с лучшей стороны и хоть чуточку больше показала нам своих знаний и умений.

На этом урок закончен, всем спасибо.

До свидания.

 

 

Hosted by uCoz