|
Интегрированный урок физики и географии По следам одной катастрофы |
|
/наш педагогич. опыт/
|
Авторы: Крайсвитняя Н.Ф., учитель высшей категории Петрашин Д.В., учитель первой категории
Це
Оборудование:
Не
то что мните вы, природа! Не слепок, небездушный ликВ
ней есть душа, в ней есть
свобода, В
ней есть любовь, в ней есть
язык... Ф.И.Тютчев . |
|
Физик:
У природы много тайн и загадок,
раскрывает она их неохотно, потому что
каждая очередная разгадка – важный шаг
человечества на пути к познанию мира.
Вот и вам предлагается сегодня
приоткрыть занавес тайны и ещё раз
удивиться тому единству и той гармонии,
которые встречаются в жизни минералов,
растений и животных. Изумится тому
совершенству, имя которому – Природа! А
что вы понимаете под словом – Природа? Как
переводится слово ''фюзис''? /природа/. Сегодня
на уроке мы докажем единство наук о
природе, покажем вам, что в природе всё
взаимосвязано. Давайте отправимся в
путешествие. Цель его – попасть на
Дальний Восток. Географ: Для
начала путешествия нам нужно узнать
направление и длину нашего пути.
Определите длину пути с помощью
линейки и масштаба указанного на карте.
Для определения направления учащиеся
показывают на карте свое
местонахождение, реку Урал, город
Комсомольск-на–Амуре.
Вы сегодня познакомитесь с новой
для вас природной зоной – Дальний
Восток. Сколько времени нам
понадобится, чтобы добраться до города
Комсомольск–на–Амуре? Это зависит от
способа передвижения: пешком, на
самолете или автомобиле? Какой способ
самый быстрый? Конечно – самолет. Докажем
это. Задание
№ 1. / устно / 1.
Сколько времени летит самолет из
Петропавловска до Комсомольска–на-Амуре,
если расстояние между городами 4000 км., а
скорость самолета 1000 км/час? t 1 =
4 часа. 2.
Сколько времени займет
передвижение на поезде между этими
городами, если расстояние равно 4000 км.,
а скорость поезда – 200 км/час? t
2 = 20 часов. 3.
Сколько времени нам понадобится
идти пешком, если расстояние 4000 км., а скорость – 5 км/час? t
3 = 800 часов.
Вообразим, что мы летим на самолете,
под нами проплывают огромные
просторы: леса, горы, озера, реки. / через
эпидиаскоп смотрим на картины '' Земля
сверху '', ''Тайга''./ Вот
на берегу огромной реки мы
приземляемся в аэропорту города
Комсомольск-на-Амуре. Физминутка:
Чтобы снять усталость после полета,
приподнимите плечи и сведите лопатки,
затем расслабтесь. Повторите
упражнение 5 раз / под музыку /. Географ: Усталость
прошла и отправимся в дальнейшее
путешествие./Следует описательный
рассказ о природе Дальнего Востока.
Затем рассказ о полезных ископаемых
этой природной зоны и их использовании
/.
По правому берегу Амура проложены
нефте – и газопроводыю Я
приглашаю вас в научно-исследовательскую
экспедицию в поселок Ягодный / карта /,
где произошла авария в нефтепроводе, с
целью выяснения экологического
состояния местности. Измерим
расстояние между городом Комсомольск-на-Амуре
и поселком Ягодный. / 6 см. х 5 км./ Физик: Добраться
до поселка Ягодный можно 3 путями:
пешком, на поезде и на плоту. Выполнить
задание №1 из маршрутного листа. 1. V
плота = 5 км/час S
= 300 км. t
= ? 2.
V
поезда = 200 км/час S
= 300 км. t
= ? 3. V
человека = 6 км/час S
= 300 км.
t
= ? Географ: Все
отряды собрались. Что мы видим вокруг? На
экране земля, трава, ручей залиты нефтью.
Повсюду видим засохшие деревья.
Несколько месяцев назад в нефтепроводе
появилось отверстие, из которого начала
вытекать нефть. Она попала в ручей, затем
в реку. В
результате повреждения нефтепровода
произошла экологическая катастрофа.
Нефть погубила жизнь на большой
территории. Проникла в организмы
растений, животных, человека, губительно
действуя на них. Эксперимент: Капля
нефти на поверхности воды. Почему она не
тонет? Задание
№2. Определить площадь поверхности
воды в озере, покрытой пленкой. Дано: V
= 20 см.= 0,02 м.куб. h
= 0.000001 м. S
= ? S
= v : h = 2000000 м.
кв.
S
= 2 км.
кв. Много
это или мало? Сравним
с S
кабинета = 35 м. кв. Примерно
S
= 60000 кабинетов. Сказка
о ''нефтяной рыбке'' /стр. 123 ''Почемучка''/ Задание
№3. 0,013
мл. нефти – опасно. В
2-х 0,007 х 2 = 0,011 мл. в сутки. Географ: Мы
надышались нефти. Давайте очистим наши
лёгкие: вдох – резкий выдох. И так 5 раз. Физик: Кадр
из диафильма ''Пожар в лесу''. Летом в этих
местах бушевали пожары, уничтожившие
огромные участки леса. Подсчитайте,
сколько человек лишились своих
генераторов кислорода. Задание
№4. 2
дерева О2 – 1 человеку на год. 500
га – пожары. 1
га – 140 деревьев. 1)
500 х 140 = 70000 деревьев. 2)
70000 : 2 = 35000 человек. Заключение:
Какова экологическая ситуация в данной
местности? Как нужно поступить? Ваши
предложения . На
обратной стороне маршрутного листа
нарисуйте замкнутую кривую, а внутри нее
– что вам захочется нарисовать или
написать нам на память. Благодарим всех за работу!
|