Интегрированный урок физики и географии 

По следам одной катастрофы

 

Главная

 

Визитка

 

Педагогический коллектив

 

Образовательная программа

 

МО школы

 

Мы публикуемся

 

Поделюсь с коллегой 

/наш педагогич. опыт/

 

Проект "Тропою любви"

 

Самоуправление в школе

 

Газета "Панорама"

 

Инновации школы

 

Гостевая

 

 

Авторы: Крайсвитняя Н.Ф.,

учитель высшей категории 

Петрашин Д.В.,

учитель первой категории

 

Цели:

  • -       знакомство учащихся с природной зоной Дальнего Востока

  • -       формирование представления о единстве человека и    природы, их обоюдной уязвимости

  • -       развитие картографических навыков

  • -       показать связь наук о природе: географии, физики, биологии

 

Оборудование:

  • проигрыватель

  • эпидиаскоп

  • фильмоскоп 

  • карты Дальнего Востока (физическая и экономическая)

  • нефть

  • сосуды с водой

  • стенд ''Природа Дальнего Востока''

  • пластинки

  • диафильм (фрагмент) – ''Пожар в лесу''

  

Не то что мните вы, природа!

Не слепок, небездушный лик 

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

 Ф.И.Тютчев .

Физик: У природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, потому что каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира. Вот и вам предлагается сегодня приоткрыть занавес тайны и ещё раз удивиться тому единству и той гармонии, которые встречаются в жизни минералов, растений и животных. Изумится тому совершенству, имя которому – Природа!

А что вы понимаете под словом – Природа?

Как переводится слово ''фюзис''? /природа/.

Сегодня на уроке мы докажем единство наук о природе, покажем вам, что в природе всё взаимосвязано. Давайте отправимся в путешествие. Цель его – попасть на Дальний Восток.

Географ:

Для начала путешествия нам нужно узнать направление и длину нашего пути. Определите длину пути с помощью линейки и масштаба указанного на карте. Для определения направления учащиеся показывают на карте свое местонахождение, реку Урал, город Комсомольск-на–Амуре.

  Вы сегодня познакомитесь с новой для вас природной зоной – Дальний Восток. Сколько времени нам понадобится, чтобы добраться до города Комсомольск–на–Амуре? Это зависит от способа передвижения: пешком, на самолете или автомобиле? Какой способ самый быстрый? Конечно – самолет.

Докажем это.

Задание № 1. / устно /

1.    Сколько времени летит самолет из Петропавловска до Комсомольска–на-Амуре, если расстояние между городами 4000 км., а скорость самолета 1000 км/час? t 1 =  4 часа.

2.    Сколько времени займет передвижение на поезде между этими городами, если расстояние равно 4000 км., а скорость поезда – 200 км/час? t 2 = 20 часов.

3.    Сколько времени нам понадобится идти пешком, если расстояние  4000 км., а скорость – 5 км/час? t 3 = 800 часов.

  Вообразим, что мы летим на самолете,  под нами проплывают огромные просторы: леса, горы, озера, реки. / через эпидиаскоп смотрим на картины '' Земля сверху '', ''Тайга''./

Вот на берегу огромной реки мы приземляемся в аэропорту города Комсомольск-на-Амуре.

Физминутка: Чтобы снять усталость после полета, приподнимите плечи и сведите лопатки, затем расслабтесь. Повторите упражнение 5 раз / под музыку /.

Географ:

Усталость прошла и отправимся в дальнейшее путешествие./Следует описательный рассказ о природе Дальнего Востока. Затем рассказ о полезных ископаемых этой природной зоны и их использовании /.

     По правому берегу Амура проложены нефте – и газопроводыю

Я приглашаю вас в научно-исследовательскую экспедицию в поселок Ягодный / карта /, где произошла авария в нефтепроводе, с целью выяснения экологического состояния местности. Измерим расстояние между городом Комсомольск-на-Амуре и поселком Ягодный. / 6 см. х 5 км./

Физик:

Добраться до поселка Ягодный можно 3 путями: пешком, на поезде и на плоту.

Выполнить задание №1 из маршрутного листа.

1.

V плота = 5 км/час

S = 300 км.

t = ?

2.

V  поезда = 200 км/час

S = 300 км.

t = ?

3.

V человека = 6 км/час

S = 300 км.

t = ?

Географ:

Все отряды собрались. Что мы видим вокруг? На экране земля, трава, ручей залиты нефтью. Повсюду видим засохшие деревья. Несколько месяцев назад в нефтепроводе появилось отверстие, из которого начала вытекать нефть. Она попала в ручей, затем в реку.

В результате повреждения нефтепровода произошла экологическая катастрофа. Нефть погубила жизнь на большой территории. Проникла в организмы растений, животных, человека, губительно действуя на них.

Эксперимент:

Капля нефти на поверхности воды. Почему она не тонет?

Задание №2. Определить площадь поверхности воды в озере, покрытой пленкой.

Дано:

V = 20 см.= 0,02 м.куб.

h = 0.000001 м.

S = ?

S = v : h = 2000000 м. кв.

S = 2 км. кв.

Много это или мало?

Сравним с S кабинета = 35 м. кв.

Примерно S = 60000 кабинетов.

Сказка о ''нефтяной рыбке'' /стр. 123 ''Почемучка''/

Задание №3.

0,013 мл. нефти – опасно.

В 2-х 0,007 х 2 = 0,011 мл. в сутки.

Географ:

Мы надышались нефти. Давайте очистим наши лёгкие: вдох – резкий выдох. И так 5 раз.

Физик:

Кадр из диафильма ''Пожар в лесу''. Летом в этих местах бушевали пожары, уничтожившие огромные участки леса. Подсчитайте, сколько человек лишились своих генераторов кислорода.

Задание №4.

2 дерева О2 – 1 человеку на год.

500 га – пожары.

1 га – 140 деревьев.

1)   500 х 140 = 70000 деревьев.

2)   70000 : 2 = 35000 человек.

Заключение: Какова экологическая ситуация в данной местности? Как нужно поступить? Ваши предложения .

На обратной стороне маршрутного листа нарисуйте замкнутую кривую, а внутри нее – что вам захочется нарисовать или написать нам на память.

Благодарим всех за работу!

 

Hosted by uCoz