|
Интегрированный урок физики и биология Человек и окружающая среда
|
/наш педагогич. опыт/
|
Авторы: Крайсвитняя Н.Ф., учитель высшей категории Франц Н.А., учитель первой категории
Сегодня на уроке мы узнаем: БИОЛОГ:
Почему суда плавают? Раскроем
некоторые проблемы экологии Найдем
общие закономерности явлений
окружающей природы с законами
физики.
ЭПИГРАФ: Вперед
же к светлому познанию вещей: Учителем природа пусть нам будет!
(У.
Водстворт , 1978 г.. ХОД УРОКА:ФИЗИК:
Пусть совместный наш урок
знать тебе поможет
Почему,
зачем, когда – все узнать –
что сможешь
Проигравших
здесь не будет, победит лишь
знание.
Ничего
что выигрыш труден
Прочь
отбрось страдания. БИОЛОГ:
Давайте взглянем на карту.
Наша планета названа Землей по
явному недоразумению: на сушу Приходится около 1/3 ее территории, а все остальное вода. Правильнее было бы ее назвать ВОДА.
|
|
ФИЗИК:
(загадка) В море белый дом плывет,
Из
него дымок идет
Вот
и берег на виду
Дом
как крикнет: ДУ-ДУ –ДУ»
Вопрос: Почему
суда плавают?
Эксперимент: сосуд с водой, кусочек
пластилина.
Объяснение:
раньше лодки делали из дерева, потому
что плотность дерева меньше плотности
воды. А
Современные
суда строят из разных материалов с
различной плотностью. Корпус обычно из
стальных листов. Все внутренние
крепления, придающие судам прочность,
также из металлов. На постройку
судов идут десятки материалов,
которые имеют как большую, так и меньшую
плотность по сравнению с водой. 1.
р - разная 2.
Fа
= р q
Vт БИОЛОГ:
Как вы думаете, что общего может быть
у морского биолога – ученого,
изучающего биологию океана – с танкером
для перевозки нефти? К
сожалению, это не очень приятное
сочетание. Биологу приходится вступать
во «взаимоотношения» с танкером, когда с
ним случается авария, и миллионы
галлонов нефти выливаются в океан. Нефть
растекается на поверхности
воды и загрязняет все. ФИЗИК:
/под звук метронома/ читает об аварии
танкера. Почему
потерпел аварию танкер? Двигатель
остановился, нефть продолжала двигаться по
инерции. Чтобы уменьшить колебания
нефти делают перегородки. А что вы
знаете об инерции? Приведите примеры тел,
движущихся по инерции. ЭКСПЕРИМЕНТ:
сосуд с водой и капля нефти ТАБЛИЦА
плотностей сравнить плотности воды и
нефти, Биолог:
вопросы на
доске
1.
Какое влияние по вашему
мнению, утечка нефти оказывает на
океан?
2.
Как вы думаете можно ли спасти животных
попавших в нефтяное пятно?
3.
Читали ли вы что - нибудь
об утечке нефти в океане?
ГРУППОВАЯ РАБОТА:
А теперь, ребята, вы самостоятельно
найдите ответы на эти вопросы, читая
текст рассказа «Нефтяной танкер и
морской биолог» и проведите два
эксперимента.
ЭКСПЕРИМЕНТ:
Добавьте растительное масло в колбу с
водой. Смешиваются ли жидкости? Хорошо
потрясите колбу, рассмотрите. Запишите
наблюдения. ЭКСПЕРИМЕНТ:
Давайте исследуем, какое действие
оказывает нефть на перья птиц.
Рассмотрите перо. Обратите внимание на
его вид и вес. Покройте перо нефтью.
Теперь с помощью воды, а потом бензина и
ваты постарайтесь очистить перо.
Удалось ли вам это? Как изменилось перо? БИОЛОГ:
Морские птицы покрыты толстым слоем
перьев. Их плотность обеспечивает
полную изоляцию от холодной воды. Нефть
разрушает структуру перьев и они больше
не защищают кожу птицы от охлаждения.
Вдобавок у птицы нарушается
способность плавать из-за
отсутствия прослойки
между телом и перьями. В результате
птица глубже погружается в воду и часто уже не может больше
добывать себе пищу. Если птица не
умирает от голода, то рано или поздно она
погибнет от переохлаждения. Но
несчастное существо еще долго будет
плавать с сердцем бьющимся в два раза
чаще, для того, чтобы компенсировать
потерю тепла. Может быть, конец будет
ускорен проглатыванием
некоторого количества нефти,
которая действует, как яд. Прочитаете
последнюю часть рассказа и выполните
задание к нему. ЗАДАНИЕ:
Отметьте
кружком предложения, в которых
описывается работа морского биолога. Подчеркните
названия растений и животных, которые
были повреждены или убиты нефтью. Отметьте
двумя кружками предложения, в которых
говорится о значении морских водорослей
и о том, что им нанесен
серьезный ущерб.
Напишите
стихотворение из четырех строк, в
котором отразилось бы то, что вы
почувствовали и узнали. ОПОРНЫЕ
СЛОВА: ШУМ--- ВОДА, ЧАЙКА ---
ВОЛНА , КРЫЛАТЫЕ --- НЕФТЬ, ОБЛАКА. /
Все группы читают свои стихи / Под
музыку звучит стихотворение «Океан» Океан
седой гремит набатно Он
таит обиду в глубине, Черные
раскачивая пятна На
крутой, разгневанной волне. Стали
люди сильными, как боги. И
судьба земли у них в руках, Но
темнеют страшные ожоги, У
земного шара на боках. Мы
давно освоили планету. Широко
шагает новый век. На
Земле уж белых пятен нету, Черные сотрешь ли человек? |