Интегрированный урок физики и биология 

Человек и окружающая среда

 

 

Главная

 

Визитка

 

Педагогический коллектив

 

Образовательная программа

 

МО школы

 

Мы публикуемся

 

Поделюсь с коллегой 

/наш педагогич. опыт/

 

Проект "Тропою любви"

 

Самоуправление в школе

 

Газета "Панорама"

 

Инновации школы

 

Гостевая

 

 

Авторы: Крайсвитняя Н.Ф.,

учитель высшей категории 

Франц Н.А.,

учитель первой категории

 

Сегодня на уроке мы узнаем:

БИОЛОГ: Почему суда плавают?

Раскроем некоторые проблемы экологии

Найдем общие закономерности явлений окружающей природы с законами  физики.

                 

ЭПИГРАФ:

Вперед же к светлому познанию вещей:

 Учителем природа пусть нам будет!

                                    (У. Водстворт , 1978 г..

 

ХОД УРОКА:

ФИЗИК:  Пусть совместный наш урок знать тебе поможет

                Почему, зачем, когда – все узнать – что сможешь

                Проигравших здесь не будет, победит лишь знание.

                Ничего что выигрыш труден

                Прочь отбрось страдания.

БИОЛОГ: Давайте взглянем на карту. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу

Приходится около 1/3 ее территории, а все остальное вода. Правильнее было бы ее назвать ВОДА.

ФИЗИК: (загадка) В море белый дом плывет,

                               Из него дымок идет

                               Вот и берег на виду

                               Дом как крикнет: ДУ-ДУ –ДУ»  

  Вопрос:  Почему суда плавают?                                                                           

  Эксперимент: сосуд с водой, кусочек пластилина.

  Объяснение: раньше лодки делали из дерева, потому что плотность дерева меньше плотности воды. А

  Современные суда строят из разных материалов с различной плотностью. Корпус обычно из стальных листов. Все внутренние крепления, придающие судам прочность, также из металлов. На постройку  судов идут десятки материалов, которые имеют как большую, так и меньшую плотность по сравнению с водой.

1.     р - разная

2.     Fа = р q Vт

 

БИОЛОГ: Как вы думаете, что общего может быть  у морского биолога – ученого, изучающего биологию океана – с танкером для перевозки нефти?

К сожалению, это не очень приятное сочетание. Биологу приходится вступать во «взаимоотношения» с танкером, когда с ним случается авария, и миллионы галлонов нефти выливаются в океан. Нефть растекается на  поверхности воды и загрязняет все.

ФИЗИК: /под звук метронома/ читает об аварии танкера.

Почему потерпел аварию танкер?

Двигатель остановился,  нефть продолжала двигаться по инерции. Чтобы уменьшить колебания нефти делают перегородки. А что вы знаете об инерции? Приведите примеры тел, движущихся по инерции.

ЭКСПЕРИМЕНТ: сосуд с водой и капля нефти

ТАБЛИЦА плотностей сравнить плотности воды и нефти,

 Биолог: вопросы  на доске

                      1. Какое влияние по вашему  мнению, утечка нефти оказывает на океан?

                      2. Как вы думаете можно ли спасти животных попавших в нефтяное пятно?

                      3. Читали ли вы что - нибудь  об утечке нефти в океане?      

 ГРУППОВАЯ  РАБОТА: А теперь, ребята, вы самостоятельно найдите ответы на эти вопросы, читая текст рассказа «Нефтяной танкер и морской биолог» и проведите два эксперимента.               

ЭКСПЕРИМЕНТ: Добавьте растительное масло в колбу с водой. Смешиваются ли жидкости? Хорошо потрясите колбу, рассмотрите. Запишите наблюдения.

ЭКСПЕРИМЕНТ: Давайте исследуем, какое действие оказывает нефть на перья птиц. Рассмотрите перо. Обратите внимание на его вид и вес. Покройте перо нефтью. Теперь с помощью воды, а потом бензина и ваты постарайтесь очистить перо. Удалось ли вам это? Как изменилось перо?

БИОЛОГ: Морские птицы покрыты толстым слоем перьев. Их плотность обеспечивает полную изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает структуру перьев и они больше не защищают кожу птицы от охлаждения. Вдобавок у птицы нарушается  способность плавать из-за отсутствия прослойки  между телом и перьями. В результате птица глубже погружается  в воду и часто уже не может больше добывать себе пищу. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Но несчастное существо еще долго будет плавать с сердцем бьющимся в два раза чаще, для того, чтобы компенсировать потерю тепла. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием  некоторого количества нефти, которая действует, как яд.

Прочитаете последнюю часть рассказа и выполните задание к нему.

ЗАДАНИЕ:

 Отметьте кружком предложения, в которых описывается работа морского биолога.

 Подчеркните названия растений и животных, которые были повреждены или убиты нефтью.

 Отметьте двумя кружками предложения, в которых говорится о значении морских водорослей и о том, что им нанесен  серьезный ущерб.

  Напишите стихотворение из четырех строк, в котором отразилось бы то, что вы почувствовали и узнали.

ОПОРНЫЕ СЛОВА: ШУМ--- ВОДА, ЧАЙКА ---  ВОЛНА , КРЫЛАТЫЕ  --- НЕФТЬ, ОБЛАКА.

/ Все группы читают свои стихи /

Под музыку звучит стихотворение «Океан»

Океан седой гремит набатно

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги.

И судьба земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги,

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету.

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли человек?

Hosted by uCoz