|
Круглый стол "Основному закону РК - 10 лет" |
/наш педагогич. опыт/
|
Автор: учитель физики высшей категории Крайсвитняя Н.Ф.
Цель:
Учитель: Если сложить пополам лист бумаги, на нем останется линия сгиба, значит бумага имеет память? А есть ли память у камня, дерева, цветка? А человек? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли он гордится своей Родиной? Мы должны быть патриотами страны, а не теми, кто не помнит родства. Именно поэтому сегодня мы проводим свой круглый стол «Основной закон страны и мы» Ученик:
Я к племени болгар
принадлежу, Но
родом я из Казахстана. Любовь
и благодарность приношу Ее
народу и святому дастархану. Ученица: Земля отцов и их отцов земля.
Ковыль степей, ветров
просторы.
Я
тем горжусь, что Родина моя
В
себя вместила степь и горы. |
|||||
Ученик: От Каспия, от крайних рубежей
До
величавых гор Алтая
От
перелесков северных степей
К
седым хребтам седого Алатау. Ученица: Все это наш бескрайний
Казахстан.
Отец
и мать он всем народам. Судьбой и богом послан нам
Теперь
мы все отсюда родом. Ученик:
Живем в стране одной семьей
А
спор меж нами лишь на айтысе
Давно
мы стали все родней
Крепко
согласье, как вкус кумыса. Ученица:
Крепко оно и тем ломтем,
Краюхой
хлеба, что делили
Казах
с чеченцем, ингушем,
Болгаром,
немцем - так мы жили. Ученик:
Нам всем согласье греет душу
Теперь
все видится не так.
И
в казанах томятся туши
Гостям
готовят беспармак Ученица: Вас угостят украинским борщом
Узбекским
пловом золотистым
А
по желанью русским куличом,
Вином
болгарским да игристым. Ученик:
В стране хлебов и наций многоликих
Среди
друзей мы не допустили ссор.
И
как сказал поэт великий:
Возвысим
степь, не принижая гор.
(
Олег Дымов) Учитель:
Меня, казахстанку, русского
происхождения, предки которой вот уже
более 100 лет живут на этой земле, как,
наверное, и многих из вас волнуют
вопросы: -
Почему на земле все люди не живут в
мире? -
Почему начинаются войны? -
В чем истоки антисемизма и расизма? -
Каковы причины межнациональных
конфликтов? Однако
межнациональные отношения между людьми,
наука жить в мире - гораздо более сложная,
чем может показаться.
Убедительное свидетельство тому –
события последнего 10- летия, острой
болью отозвались в сердцах граждан СНГ
события в Приднестровье, Крыму,
Таджикистане, Чечне, Грузии,Украины,
Киргизтане и др. регионах. Не утихают эти
события и сегодня. -
Кто из вас расскажет о событиях в
этих государствах? / Уч-ся рассказывают,
выражают свою точку зрения, пытаются
найти причины противоречий/ Учитель:
Слушая средства СМИ, мы нередко слышим
слова доброй зависти по поводу
взвешенной национальной политики
президента Н.А.Назарбаева,
обепечивающей нашей республике мир и
межнациональное согласие- все то,
без чего невозможно
осуществление никаких реформ. В
ст.1 Конституции Республики Казахстан
говорится: Основополагающими
принципами деятельности
Республики являются: общественное
согласие и политическая стабильность,
экономическое развитие на благо всего
народа… -
Что такое Конституция? -
Когда она была принята? -
Что именно Конституция
объявляет высшей ценностью в нашем
государстве? Ученики:
Конституция – Основной закон, и все
законы страны берут в нем свои истоки
и сверяются с ним. Конституция-
документ особый, почитаемый обществом и
всеми институтами государственной
власти. 30
августа 1995 года на всенародном
референдуме был
принят основной закон
- Конституция Республики Казахстан. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы (статья1 часть1 Конституции - ученик зачитывает). Учитель:
Стремление к человеческому согласию
живет в крови каждого народа, но
особенно развито у казахстанцев. Это
порождено щедростью
казахской земли и характером самого
казахстанского народа, всегда
распахивающего свою душу всем, кого
волею судьбы забрасывало
в эти суровые края. Для всех эта земля
становилась материнской, и пустившие
здесь корни семьи и народы обживали
добротно и навсегда. -
Какова история переселения других
народов на казахстанскую землю? Учащиеся:
Несколько веков назад в казахстанских степях
начали появляться вольные люди.
Здесь в поисках свободных земель,
оседали российские крестьяне, да казаки,
призванные царем- батюшкой на защиту
границ империи. -
Большая часть русских,
украинских, белорусских, болгарских,
польских переселенцев
двинулись в казахстанские степи
после столыпинской реформы. 70- годы 18
века Казахстан
полностью присоединился к России.
Льготы при переселении: 10 лет без
налогов, размер наделенной земли больше,
чем в России, ассигнования. -
30-е 40-е годы
в Казахстан насильственно
переселены корейцы, немцы Поволжья и
Кавказа, чеченцы, ингуши, турки и др.
народы. -
Недавно был отмечен юбилей –50 лет
целины. (
Учащиеся рассказывают о поднятии
целинных и залежных земель) Учитель
показывает альбом, посвященный этой
дате. Учитель:
Ни одна из бывших советских
республик не испытала на себе столь
мощных миграционных перегрузок. В
жизненных невзгодах, в нелегком
совместном труде, буднях и праздниках
складывалась удивительная
полиэтническая общность
народов Казахстана, сформировавшая
ее сегодняшний облик. Значит,
мир и согласие на нашей земле есть
результаты искреннего родства и
мудрости проживающих здесь людей.
Поэтому чувство казахстанского
Отечества присуще как самому казахскому
народу, так и всем другим
населяющим республику народам. Полиэтнический
Казахстан особую психологию и сплав
людей, которые оградили наше общество
от злых костров межэтнической розни.
Человеку извне трудно понять, чем
привязывает казахстанская земля? По ней
тоскуют в Германии, Израиле и др.странах.
Нередко эмигрировавшие из- за
экономических трудностей на свои
исторические Отечества немцы, русские,украинцы
признаются, как не
хватает им казахстанского простора,
окружавших их здесь людей с их особой
душой, характером, ментальностью. И
невольно задумаешься, как важно для нас
не только существование отчей Земли, но
и населяющих ее людей. В РК проживает
около 130 народов, что подтверждает
полиэтнический характер нашего
государства. (На доске данные по
переписи населения) Все
кто живет в Казахстане, пустили глубокие
корни, обрели настоящее Отечество и
дорожат им не менее самих казахов. И
сегодня, когда независимость нашей
страны признана всем миром, здесь строят
государство, фундаментом которого
является выпестованная веками дружба и
человеческое согласие. Найдите
статьи в Основном законе, которые
подтверждают все сказанное. /
Учащиеся работают с первоисточником / Раздел 2 ЧЕЛОВЕК И ГРАЖДАНИНСтатья
10 1. Гражданство Республики Казахстан
приобретается и прекращается в
соответствии с законом, является единым
и равным независимо от оснований его
приобретения. 2. Гражданин Республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. Статья
11 2. Республика
гарантирует своим гражданам защиту и
покровительство за
ее пределами. Статья
12 1. В республике
Казахстан признаются и гарантируются
права и свободы человека в соответствии
с Конституцией.
2.
Права и свободы человека принадлежат
каждому от рождения, признаются
абсолютными и неотчужденными,
определяют содержание и применение
законов и иных нормативных правовых
актов.
3.
Граждане Республики в силу самого
своего гражданства имеют права и несут
обязанности. Статья
14 2. Никто не может подвергаться какой-
либо дискриминации по мотивам
происхождения, социального,
должностного или имущественного
положения, пола, расы, национальности,
языка, отношения к религии, убеждений,
убеждений, места жительства или по любым
иным обстоятельствам. Статья
19 1. Каждый вправе определять и указывать
или не указывать свою национальную,
партийную и религиозную принадлежность.
2.
Каждый имеет право на пользование
родным языком и культурой, на свободный
выбор языка общения, воспитания,
обучения и творчества. Статья 21. 1. Каждому, кто законно находится на территории Республики, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора места жительства, кроме случаев оговоренных законом. Статья
27,28 / беседа об улучшении условий жизни / Практическая
часть: разбор различных ситуаций Ситуация
1. Малика собирается выйти замуж за
гражданина Турции. Ее родители против
этого брака, так как они опасаются, что
дочь потеряет гражданство Республики
Казахстан, что у нее будут трудности
с работой и посещением, оставшейся в
Казахстане семьи. Правы ли родители и
почему? Ответ:
Опасения родителей Малики беспочвенны,
так как Малика, выйдя замуж по, своему,
желанию может сохранить казахстанское
гражданство. Поэтому у нее не будет
проблем с посещением Казахстана. Ситуация
2. Олег и Ольга являются гражданами
Казахстана, но работают по контракту в
Литве. У них родился сын Игорь. Ольга
опасается, что у нее возникнут трудности
с установлением гражданства ребенка.
Гражданином какой страны будет Игорь и
почему? Ответ:
Опасения родителей беспочвенны. Игорь
будет гражданином Казахстана,
так как его родители являются
гражданами Казахстана. Ситуация
3. Пожилой гражданин
обратился в консульство Республики
Казахстан в Австрии с просьбой о
предоставлении ему казахстанского
гражданства. Выяснилось, что он является
скрывающимся нацистским преступником,
приговоренным международным судом к
пожизненному заключению за
преступления против мирного населения в
Польше, совершенные в годы Великой
Отечественной войны. Получит ли он
гражданство Республики Казахстан и
почему? Ответ:
Не получит, так как он совершил
преступление против человечества. Заключение:
звучит стихотворение в исполнении
учащихся.
Дружба
народов не просто слова
Дружба
народов навеки жива
Дружба
народов - счастливые дети
Колос
на ниве и сила в расцвете.
Дружба
народов - бескрайний простор
Мир
и согласье, девичий хор.
Звонкая
песня, его, молодого
Сад
винограда возле
дома родного.
Дружба
народов - над миром звезда
Неугасимый
светоч труда,
Волны
зеленого волнистого моря,
Смелые
птицы и светлые зори.
Дружба
народов – ликующий пир
Где
собирается весь трудящийся мир.
Люди
рабочие вам Волны правды и радости ясной.
|