Круглый стол 

"Основному закону РК - 10 лет"

 

 

Главная

 

Визитка

 

Педагогический коллектив

 

Образовательная программа

 

МО школы

 

Мы публикуемся

 

Поделюсь с коллегой 

/наш педагогич. опыт/

 

Проект "Тропою любви"

 

Самоуправление в школе

 

Газета "Панорама"

 

Инновации школы

 

Гостевая

 

 

Автор: учитель физики

высшей категории Крайсвитняя Н.Ф.

 

Цель:

рассмотреть с учащимися некоторые положения Основного закона страны

 привить патриотические чувства и высокую гражданскую позицию учащихся

 

Учитель: Если сложить пополам лист бумаги, на нем останется линия сгиба, значит бумага имеет память? А есть ли память у камня, дерева, цветка? А человек? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли он гордится своей Родиной? Мы должны быть патриотами страны, а не теми, кто не помнит родства. Именно поэтому сегодня мы проводим свой круглый стол  «Основной закон страны и мы»

Ученик:              Я к племени болгар принадлежу,

Но родом я из Казахстана.

Любовь и благодарность приношу

Ее народу и святому дастархану.

Ученица:   Земля отцов и их отцов земля.

                     Ковыль степей, ветров просторы.

                     Я тем горжусь, что Родина моя

                     В себя вместила степь и горы.

Ученик: От Каспия, от крайних рубежей

             До величавых гор Алтая

             От перелесков северных степей

             К седым хребтам седого Алатау.

Ученица:   Все это наш бескрайний Казахстан.

     Отец и мать он всем народам.

     Судьбой и богом послан нам

     Теперь мы все отсюда родом.

Ученик:              Живем в стране одной семьей

             А спор меж нами лишь на айтысе

             Давно мы стали все родней

             Крепко согласье, как вкус кумыса.

Ученица:   Крепко оно и тем ломтем,

     Краюхой хлеба, что делили

     Казах с чеченцем, ингушем,

     Болгаром, немцем - так мы жили.

Ученик:               Нам всем согласье греет душу

               Теперь все видится не так.

               И в казанах томятся туши

               Гостям готовят беспармак

Ученица:   Вас угостят украинским борщом

     Узбекским пловом золотистым

     А по желанью русским куличом,

      Вином болгарским да игристым.

Ученик:                  В стране хлебов и наций многоликих

                 Среди друзей мы не допустили ссор.

                 И как сказал поэт великий:

                                   Возвысим степь, не принижая гор.

                                                                                ( Олег Дымов)

Учитель: Меня, казахстанку, русского происхождения, предки которой вот уже более 100 лет живут на этой земле, как, наверное, и многих из вас волнуют вопросы:

-         Почему на земле все люди не живут в мире?

-         Почему начинаются войны?

-         В чем истоки антисемизма и расизма?

-         Каковы причины межнациональных конфликтов?

Однако межнациональные отношения между людьми, наука жить в мире - гораздо более сложная, чем может  показаться. Убедительное свидетельство тому – события последнего 10- летия, острой болью отозвались в сердцах граждан СНГ события в Приднестровье, Крыму, Таджикистане, Чечне, Грузии,Украины, Киргизтане и др. регионах. Не утихают эти события и сегодня.

-         Кто из вас расскажет о событиях в этих государствах? / Уч-ся рассказывают, выражают свою точку зрения, пытаются найти причины противоречий/

Учитель: Слушая средства СМИ, мы нередко слышим слова доброй зависти по поводу  взвешенной национальной политики президента Н.А.Назарбаева, обепечивающей нашей республике мир и межнациональное согласие- все то,  без чего  невозможно осуществление никаких реформ.

В ст.1 Конституции Республики Казахстан говорится: Основополагающими принципами деятельности  Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа…

-         Что такое Конституция?

-         Когда она была принята?

-         Что именно  Конституция  объявляет высшей ценностью в нашем государстве?

Ученики: Конституция – Основной закон, и все законы страны берут в нем свои истоки    и сверяются с ним.

Конституция- документ особый, почитаемый обществом и всеми институтами государственной власти.

30 августа 1995 года на всенародном референдуме  был принят основной закон  - Конституция Республики Казахстан.

Республика  Казахстан утверждает  себя  демократическим, светским, правовым государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы (статья1 часть1 Конституции - ученик зачитывает).

Учитель: Стремление к человеческому согласию  живет в крови каждого народа, но особенно развито у казахстанцев. Это порождено  щедростью казахской земли и характером самого казахстанского народа, всегда распахивающего свою душу всем, кого волею судьбы    забрасывало в эти суровые края. Для всех эта земля становилась материнской, и пустившие  здесь корни семьи и народы обживали добротно и навсегда.

-         Какова история переселения других народов на казахстанскую землю?

Учащиеся: Несколько веков назад  в казахстанских степях  начали появляться вольные люди. Здесь в поисках свободных земель, оседали российские крестьяне, да казаки, призванные царем- батюшкой на защиту границ империи.

-         Большая часть  русских, украинских, белорусских, болгарских, польских переселенцев  двинулись в казахстанские степи после столыпинской реформы. 70- годы 18 века  Казахстан полностью присоединился к России. Льготы при переселении: 10 лет без налогов, размер наделенной земли больше, чем в России, ассигнования.

-         30-е  40-е годы в Казахстан насильственно  переселены корейцы, немцы Поволжья и Кавказа, чеченцы, ингуши, турки и др. народы.

-         Недавно был отмечен юбилей –50 лет целины.

( Учащиеся рассказывают о поднятии целинных и залежных земель)

Учитель показывает альбом, посвященный этой дате.

Учитель: Ни одна из бывших  советских республик не испытала на себе столь мощных миграционных перегрузок. В жизненных невзгодах, в нелегком совместном труде, буднях и праздниках складывалась удивительная полиэтническая общность  народов Казахстана, сформировавшая ее сегодняшний облик.

Значит, мир и согласие на нашей земле есть результаты искреннего родства и мудрости проживающих здесь людей. Поэтому чувство казахстанского Отечества присуще как самому казахскому народу, так и всем  другим населяющим республику народам.

Полиэтнический Казахстан особую психологию и сплав людей, которые оградили наше общество   от злых костров межэтнической розни. Человеку извне трудно понять, чем привязывает казахстанская земля? По ней тоскуют  в Германии, Израиле и др.странах. Нередко эмигрировавшие из- за экономических трудностей на свои исторические Отечества немцы, русские,украинцы признаются, как  не хватает им казахстанского простора, окружавших их здесь людей с их особой душой, характером, ментальностью. И невольно задумаешься, как важно для нас не только существование отчей Земли, но и населяющих ее людей. В РК проживает  около 130 народов, что подтверждает полиэтнический характер нашего государства. (На доске данные по переписи населения)

Все кто живет в Казахстане, пустили глубокие корни, обрели настоящее Отечество и дорожат им не менее самих казахов. И сегодня, когда независимость нашей страны признана всем миром, здесь строят государство, фундаментом которого является выпестованная веками дружба и человеческое согласие.

Найдите статьи в Основном законе, которые подтверждают все сказанное.

/ Учащиеся работают с первоисточником /

Раздел 2 ЧЕЛОВЕК И ГРАЖДАНИН

Статья 10 1. Гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

                  2. Гражданин Республики ни  при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также  не может быть изгнан за пределы Казахстана.

Статья 11  2. Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство  за ее пределами.

Статья 12  1. В республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с  Конституцией.

                   2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчужденными, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

                  3. Граждане Республики в силу самого своего гражданства имеют права и несут обязанности.

Статья 14 2. Никто не может подвергаться какой- либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного или имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Статья 19 1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.

                  2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 21. 1. Каждому, кто законно находится на территории Республики, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора места жительства, кроме случаев оговоренных законом.

Статья 27,28 / беседа об улучшении условий жизни /

Практическая часть: разбор различных ситуаций

Ситуация 1. Малика собирается выйти замуж за гражданина Турции. Ее родители против этого брака, так как они опасаются, что дочь потеряет гражданство Республики Казахстан, что у нее будут трудности   с работой и посещением, оставшейся в Казахстане семьи. Правы ли родители и почему?

Ответ: Опасения родителей Малики беспочвенны, так как Малика, выйдя замуж по, своему, желанию может сохранить казахстанское гражданство. Поэтому у нее не будет проблем с посещением Казахстана.

Ситуация 2. Олег и Ольга являются гражданами Казахстана, но работают по контракту в Литве. У них родился сын Игорь. Ольга опасается, что у нее возникнут трудности с установлением гражданства ребенка. Гражданином какой страны будет Игорь и почему?

Ответ: Опасения родителей беспочвенны. Игорь будет гражданином  Казахстана, так как его родители являются гражданами Казахстана.

Ситуация 3. Пожилой гражданин  обратился в консульство Республики Казахстан в Австрии с просьбой о предоставлении ему  казахстанского гражданства. Выяснилось, что он является скрывающимся нацистским преступником, приговоренным международным судом к пожизненному заключению за преступления против мирного населения в Польше, совершенные в годы Великой Отечественной войны. Получит ли он гражданство Республики Казахстан и почему?

Ответ: Не получит, так как он совершил преступление против человечества.

Заключение: звучит стихотворение в исполнении учащихся.

                 Дружба народов не просто слова

                 Дружба народов навеки жива

                 Дружба народов - счастливые дети

                 Колос на ниве и сила в расцвете.

                           Дружба народов - бескрайний простор

                           Мир и согласье, девичий хор.

                           Звонкая песня, его, молодого

                           Сад  винограда  возле дома родного.

                 Дружба народов - над миром звезда

                 Неугасимый светоч труда,

                 Волны зеленого волнистого моря,

                 Смелые птицы и светлые зори.

                             Дружба народов – ликующий пир

                             Где собирается весь трудящийся мир.

                             Люди рабочие вам

                             Волны правды и радости ясной.

 

Hosted by uCoz